Дело НТВ

Дело НТВ (другие названия: «Захват НТВ» или «Спор хозяйствующих субъектов»[1]) — обобщённое название событий, происходивших в 19992003 годах вокруг вначале медиахолдинга «Медиа-Мост» и его владельца Владимира Гусинского, а затем журналистского коллектива главного СМИ холдинга — телекомпании НТВ. Обозначается российскими либеральными и некоторыми западными СМИ[2] как начало огосударствления медиа в России[3].

Содержание

История вопроса

Телекомпания НТВ была создана 14 июля 1993 года журналистами программы 1-го канала РГТРК «Останкино» «Итоги» при финансовой поддержке руководителя «Мост-Банка» Владимира Гусинского. Официально днём рождения НТВ считается 10 октября 1993 года[4], когда «Итоги» впервые вышли в эфир по санкт-петербургскому телеканалу. Спустя несколько месяцев, в январе 1994 года, НТВ получило вечерний эфир на четвёртом телеканале, а после президентских выборов 1996 года — и всё эфирное время на этой частоте.

Одновременно с этим, количество медиаресурсов, которыми владел Гусинский, увеличивалось (газета «Сегодня», радиостанция «Эхо Москвы», оператор спутникового телевидения «НТВ-Плюс» и другие), и в январе 1997 года они были объединены в холдинг «Медиа-Мост», который возглавил сам бизнесмен, тем самым сосредоточившись на медиабизнесе[5][6]. Главным ресурсом «Медиа-Моста» оставался телеканал НТВ, который к 2000 году являлся крупнейшим частным телеканалом России, в эфире которого выходили не только информационные, но и развлекательные, публицистические, музыкальные и познавательные программы, а также кинофильмы и сериалы[7].

Предыстория: информационная война Гусинского против Березовского

В мае 1999 года Евгений Примаков ушёл в отставку с поста председателя Правительства России. В то время активное участие в формировании Правительства принимал участие пул олигархов, имеющих влияние на Кремль, среди которых был и Владимир Гусинский. Однако в составе Правительства Сергея Степашина людей, лоббирующих интересы олигарха, не оказалось, что дало повод СМИ Гусинского (в первую очередь, телеканалу НТВ) сменить стратегию в отношении освещения деятельности Президента России Бориса Ельцина и его окружения — начинается их яростная критика[8][9].

В свою очередь близкий к окружению Ельцина Борис Березовский[10] начал информационную кампанию против «Медиа-Моста» и его владельца через телеканал ОРТ, на информационную политику которого олигарх имел прямое влияние. В июле 1999 года в программах «Новости» и «Время» проходят сюжеты о финансовых проблемах «Медиа-Моста», связанных с неспособностью последнего отдать кредиты, взятые у «Газпрома», «Внешэкономбанка» и «Внешторгбанка» общим размером более 1 миллиарда долларов[11][8][12]. В свою очередь, НТВ в программе «Итоги» от 18 июля 1999 года выпустило сюжет с обвинениями в финансовых махинациях с концерном AVVA и «Чара-банком» в адрес Березовского и руководителя Администрации Президента РФ Александра Волошина[8].

Дальнейшая информационная война между СМИ Гусинского и Березовского происходит в контексте выборов в Государственную Думу 1999 года и президентских выборов 2000 года. На выборах в Госдуму СМИ Березовского выступили на стороне блока «Единство», которое поддерживало деятельность нового российского премьер-министра Владимира Путина. Пул СМИ Гусинского не поддерживал каких-либо политических сил, но свои симпатии выражал блокам «Отечество — Вся Россия» (с перспективой поддержки Евгения Примакова или Юрия Лужкова на выборах 2000 года) и «Яблоко»[13]. Однако деятельность данных политических сил (в основном ОВР) регулярно критиковалась так называемым «медиапулом Березовского»[14], куда, помимо ОРТ, вошли телеканал «ТВ-6», газеты «Коммерсантъ», «Московская комсомолка», «Независимая газета», «Новые известия», журналы «Автопилот», «Власть», «Деньги», «Домовой» и «Огонёк». В результате «Единство» по результатам выборов опережает ОВР, а Примаков и Лужков отказываются от участия в президентских выборах 2000 года.

Евгений Киселёв факт поддержки НТВ вышеназванных кандидатов впоследствии опроверг: «Это такая история, которая была запущена для того, чтобы выставить НТВ врагом всего прогрессивного человечества. В действительности решение было принято ещё в июне 1999 года, что никого мы не поддерживаем, ни Лужкова, ни Примакова»[15].

В результате отставки Бориса Ельцина с поста Президента РФ, 31 декабря 1999 года Путин назначается исполняющим обязанности Президента России. Выборы Президента РФ назначаются на 26 марта 2000 года. Владимир Гусинский категорически отказался поддерживать избирательную кампанию Путина[16]. Во время предвыборной кампании СМИ Гусинского по-прежнему находятся в оппозиции к власти, критикуя теперь Владимира Путина, однако они оказываются не в силах помешать его победе на выборах.

Причины возникновения «Дела НТВ»

Причинами возникновения Дела НТВ называют:

Расколу в команде и кризисной ситуации на телеканале предшествовал уход с поста гендиректора НТВ Олега Добродеева на РТР в 2000 году[39][40]. Весной-летом 2000 года вслед за ним на государственный телеканал с частного стали переходить корреспонденты Евгений Ревенко[41][42], Михаил Антонов[43][44], Елена Масюк[45][46] и Аркадий Мамонтов[47], рассматривавшие Добродеева как своего учителя[48][49]. Чуть позже с НТВ на РТР ушли Андрей Антонов[50], Сергей Гапонов[51][52], Владимир Лусканов[53], Пётр Ровнов[54], Юлия Ракчеева[55], Александр Абраменко[56], несколько технических сотрудников (технический директор Алексей Малинин[57][58][59], телеоператоры Сергей Ребров[60] и Дмитрий Серпухин[61], режиссёр Юрий Косован) и другие.

Проблемы «Медиа-Моста» с законом

 
29 января 2001 года. Журналисты НТВ на встрече с Владимиром Путиным

11 мая 2000 года сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ[62] и ФСНП России произвели обыски в центральных офисах холдинга Гусинского «Медиа-Мост»[63] в Большом Палашёвском переулке и на Воронцовской улице[64] в связи с уголовным делом, возбуждённым в отношении холдинга 26 апреля по статьям 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), 138 (нарушение тайны переписки) и 181 (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну) Уголовного кодекса РФ[65]. 16 мая в связи с обысками был создан Общественный совет НТВ, возглавленный Михаилом Горбачёвым[66][67]. Первое заседание совета состоялось 24 июня[68].

13 июня 2000 года был арестован Владимир Гусинский[69] — по обвинению в «хищении чужого имущества в крупном размере группой лиц путём обмана и злоупотребления доверием, с использованием служебного положения, мошенничество». Он был доставлен в Москву и помещён в следственный изолятор «Бутырская тюрьма»[70][71]. В то же время в СМИ появилось словосочетание «Протокол номер 6». В нём утверждалось, что, как только он (Гусинский) отдаст компанию, его уголовное преследование прекратится[72]. После этого Гусинский вылетает в Испанию, где и поселяется на постоянной основе[73].

19 сентября 2000 года Общественный совет НТВ рассмотрел ситуацию вокруг телекомпании в свете ставших известными подробностей переговоров «Газпром-Медиа» с «Медиа-Мостом». Совет считает, что этот вопрос напрямую связан с угрозой свободе слова в России[74].

В ноябре 2000 года Владимир Гусинский объявлен в международный розыск Генеральной прокуратурой РФ[75]. Причиной этого стало возбуждение нового уголовного дела — бизнесмена обвинили в незаконном получении кредитов под несуществующие активы. 12 декабря 2000 года Гусинский был арестован, Генпрокуратура требует у Испании его выдачи. 22 декабря бизнесмен был освобождён из-под стражи после внесения залога в 1 миллиард песет (5 миллионов долларов), ему было запрещено покидать Испанию[76].

17 ноября 2000 года «Газпром» и «Медиа-Мост» подписали соглашение об урегулировании задолженности по кредиту в 211 млн долларов. Согласно этому соглашению Газпром получил в собственность 25 % акций плюс 1 акция радиостанции «Эхо Москвы», спутникового оператора «НТВ-Плюс», «НТВ-Профит», «НТВ-Мир кино» и других компаний, входящих в «Медиа-Мост»[77].

15 декабря 2000 года Налоговая инспекция Центрального Округа Москвы подала в Арбитражный суд иск против холдинга «Медиа-Мост» с целью обанкротить несколько крупнейших компаний холдинга: телекомпанию НТВ, телесеть ТНТ, систему спутникового телевидения «НТВ-Плюс» (каналы «Наше кино», «Мир кино», «Спорт», «Детский мир», «Футбол» и др.), НТВ-Интернет[78], издательский дом «Семь дней» (журналы «7 дней», «Итоги», «Караван историй», газета «Сегодня»[79] и др.)[80][81].

10 января 2001 года заместитель председателя совета директоров холдинга «Медиа-Мост» Андрей Цимайло, который вёл переговоры с Кохом 17 ноября[82], был вызван на допрос в Генпрокуратуру. Но в тот день он должен был вылететь в Лондон на переговоры с потенциальными инвесторами медиахолдинга, под которыми подразумевались представители империи Тэда Тёрнера[83], чуть раньше объявившего на пресс-конференции в Вашингтоне о «проекте крупных инвестиций в одну из российских компаний»[84]. В кабинете Цимайло и на его квартире также проводились обыски, распространялись также сведения, что при допросе он мог быть заключён под стражу. 16 января на допрос в Генпрокуратуру Цимайло не явился[85], прислав медицинскую справку, хотя сам он уже находился в Лондоне, где проходил лечение и жил вплоть до своей смерти в июле 2002 года[86][87].

16 января 2001 года был арестован бывший начальник финансового управления холдинга «Медиа-Мост» Антон Титов[88][89], которого обвинили в мошенничестве в крупных размерах[90], хищениях и отмывании денежных средств[91] в сообщничестве с Гусинским.

17 января 2001 года суд решил перенести иск о ликвидации телекомпании ТНТ на 31 января 2001 года[92], а телекомпаний НТВ и «НТВ-Плюс» — на 2 февраля[93]. Налоговые органы собирались ликвидировать НТВ на основании того, что на протяжении последних лет у компании были отрицательные активы (меньше установленного законом уставного капитала), но им было в этом отказано по решению суда[94].

С 26 января 2001 года к конфликту подключаются известные телеведущие и журналисты с НТВ[95]. В этот день на допрос в прокуратуру была вызвана ведущая вечерних выпусков программы «Сегодня» Татьяна Миткова, в связи с чем почти весь коллектив канала в качестве группы поддержки отправился её провожать[96]. Во время проводов знавшая лично российского президента Путина[97] Светлана Сорокина публично обратилась к нему через телекамеру[98][99] и напомнила, что журналисты, работающие на телеканале, не являются акционерами «Медиа-Моста» и не обвиняются в мошенничестве правоохранительными органами[100].

29 января президент России Владимир Путин встретился с журналистами телекомпании НТВ в Кремле. Во встрече принимали участие генеральный директор НТВ Евгений Киселёв, главный редактор службы информации Григорий Кричевский, ведущие новостей Татьяна Миткова, Марианна Максимовская и Михаил Осокин, автор программы «Итого» Виктор Шендерович, корреспондент Алим Юсупов, ведущие программ Светлана Сорокина, Николай Николаев, Леонид Парфёнов и Ирина Зайцева[101]. По словам одного из участников встречи Виктора Шендеровича, во время одного из разговоров тогдашнего руководства телекомпании с руководителем кремлёвской администрации были чётко обозначены три пункта капитуляции НТВ: прекращение журналистских расследований о коррупции в Кремле, изменение информационной политики по освещению второй чеченской войны и исчезновение персонажа Путина из программы «Куклы»[102][103]. Схожие требования по изменению информационной политики канала озвучивал и Альфред Кох[104].

Тем временем в марте 2001 года Гусинский был вновь арестован, так как на 15 марта были назначены судебные слушания по экстрадиции бизнесмена в Россию[105]. 27 марта 2001 года он вновь был отпущен — на сей раз под залог в 5,5 миллионов долларов[106].

В этот же день в газетах «Комсомольская правда» и «Московская правда», а также в «Общей газете»[107] было опубликовано открытое письмо видных деятелей российской науки, культуры и политики в защиту телекомпании НТВ под заголовком «Самое время начать беспокоиться»[108].

Захват НТВ

31 марта 2001 года на Пушкинской площади прошёл митинг в защиту телекомпании[109][110]. Заявку на его проведение подали Союз журналистов России, Союз правых сил и партия «Яблоко»[111]. По разным данным, в нём приняло участие от 8 до 20 тысяч человек[112].

Я уверен в том, что нас нельзя оболванивать, что нам нельзя врать, как это делали раньше. Мы же все знаем, зачем уничтожают НТВ: затем, чтобы мы никогда с вами не услышали о том, что нас хотят отравить отходами; затем, чтобы мы никогда с вами не узнали, что из страны, как в прошлом году, увезли десятки миллиардов долларов; затем, чтобы нам можно было рассказывать, что борются с террористами; затем, чтобы нам можно было врать, что борются с коррупцией. А мы ведь знаем, что это не борьба с террористами, а широкомасштабная война, бессмысленная и жестокая, а мы ведь знаем, что это не борьба с коррупцией, а борьба со свободой слова. А что нам ещё расскажут? А как нам ещё будут лгать? Мы знаем это. Но мы хотим сказать всем: в истории останется не досужая болтовня и враньё пиарщиков и имиджмейкеров, в истории останется уничтожение свободы слова, трупы и трупы, коррупционеры и продажная власть — вот что останется в истории. А будущее за нами. За нами правда и за нами свобода. Спасибо, что пришли. Мы выиграем.

Председатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский[113]

Сегодня тысячи москвичей выступили в поддержку НТВ. Это показывает, что для огромного количества людей в нашей стране свобода слова — не пустые слова. А нормального государства без учёта общественного мнения не может быть.

Генеральный директор НТВ Евгений Киселёв

В знак солидарности с журналистами телекомпании НТВ также был выпущен специальный выпуск «Общей газеты»[114].

2 апреля Преображенский районный суд Москвы и Фрунзенский районный суд Саратова запрещают проведение заседаний совета директоров НТВ. Но на следующий день судьи, вынесшие решения, отменили их[115].

Утром 3 апреля в здании Газпрома проходит собрание акционеров телекомпании, в котором принимают участие представители самого Газпрома и компании Capital Research & Management. Председателем совета директоров НТВ избран Альфред Кох, генеральным директором — Борис Йордан, главным редактором — Владимир Кулистиков.

Состав Совета директоров:

  1. генеральный директор ЗАО «НТВ-Кино» Владилен Арсеньев;
  2. председатель правления ОАО «Газпром» Рем Вяхирев;
  3. первый заместитель председателя правления «Газпрома» Вячеслав Шеремет;
  4. председатель совета директоров ЗАО «Газпром-медиа» Александр Казаков;
  5. генеральный директор «Газпром-медиа» Альфред Кох;
  6. заместитель генерального директора ЗАО «Газпром-медиа» Александр Резников;
  7. журналист НТВ Леонид Парфёнов;
  8. исполнительный директор компании «НТВ-холдинг» Михаил Шмушкович;
  9. журналист НТВ Евгений Киселёв;
  10. заместитель генерального директора «НТВ-холдинга» Сергей Скворцов;
  11. главный редактор НТВ Владимир Кулистиков.
В тот же день позднее опубликовано следующее заявление:

Мы, журналисты телекомпании НТВ, заявляем: сегодняшнее собрание акционеров телекомпании, проводимое по инициативе «Газпром-Медиа», незаконно.

Мы понимаем, что конечная цель этого собрания, как и всех действий власти против НТВ — установление полного политического контроля над нами. Не сомневаемся, что Владимир Путин, как и прежде, в курсе всего происходящего и, значит, несёт ответственность за последствия.

Мы знаем, что готовится замена генерального директора НТВ. Мы уверены, что это приведёт к смене редакционной политики и потере лица канала. Евгений Киселёв — один из основателей НТВ, мы работаем вместе восьмой год и полностью ему доверяем. НТВ — это прежде всего команда. И без Киселёва мы её себе не представляем. Заявляем, что для нас нет иного генерального директора. Это наша позиция и мы её будем отстаивать.

Сегодня в 18:00 журналисты НТВ дают пресс-конференцию, на которой они разъяснят свою позицию коллегам из других СМИ.

К шести часам вечера письмо подписали 357 сотрудников телекомпании[116][117].
На проходившей в 18 часов у семнадцатого подъезда телецентра «Останкино» пресс-конференции журналистов её участники подтвердили своё намерение бороться до конца[118].
В 19:00 выпуск программы «Сегодня» с Михаилом Осокиным вышел из большой студии НТВ (11-й студии Останкино), в которой обычно снимались «большие» программы канала с присутствием зрителей и массовки. За спиной у ведущего сидели сотрудники, работающие на НТВ — не только ведущие и корреспонденты, но и операторы, режиссёры, технические работники. На логотип НТВ был наложен красный круг и надпись «ПРОТЕСТ»[119]. Внутри программы изменений не было[120]. Спустя час в эфир из той же студии вышел экстренный выпуск «Итогов»[121]. Вещание канала было на некоторое время переведено на круглосуточный режим[122].

4 апреля была начата акция гражданского неповиновения. Также было объявлено, что представители «Газпрома» (при условии, что они будут иметь на руках необходимые документы), будут пропущены на этаж НТВ, и им не будут оказывать сопротивления, но подчиняться им не будут. С эфира были сняты все программы, кроме информационных[123], а в перерывах между ними демонстрировалась студия программы «Сегодня», коридоры телецентра и стихийный пикет возле 17 подъезда «Останкино», а также реклама[124].

Утром на пленарном заседании Государственной думы предложение фракции «Яблоко» обсудить ситуацию вокруг НТВ отклонено большинством голосов[125].
В. 13:00 информационное агентство «АиФ-Новости» сообщило со ссылкой на источники в Газпроме, что если журналисты не прекратят сопротивление, компания потребует начать аудит финансовой отчётности телекомпании.
Московский арбитражный суд отказал Налоговой инспекции № 3 ЦАО г. Москвы в рассмотрении иска о ликвидации телекомпании[126].
Союз журналистов России призвал всех журналистов участвовать в акциях протеста против захвата НТВ. В регионах такие акции уже начали проходить: томская телекомпания ТВ2 также сняла с эфира все программы, а в информационных выпусках освещала ситуацию вокруг телекомпании. Журналистов НТВ поддержали их коллеги из Новосибирска, Алтая и Санкт-Петербурга[126].
Относительно дела НТВ у либеральных партий сформировались противоположные позиции: «Яблоко» было на стороне команды НТВ, депутаты одноимённой фракции вместе с журналистами телекомпании защищали редакционные помещения от захватчиков[127][128][129]. «Союз правых сил» отстаивал позицию о споре хозяйствующих субъектов и был на стороне «Газпрома»[130][131][132].

5 апреля появились первые сообщения о том, что в 6:00 МСК в эфир выйдет некое «Лже-НТВ». В тот четверг утром новости должны были вести Пётр Марченко и Наталья Забузова, появление каких-либо других ведущих в эфире означало подмену[133]. В тот же день журналистский коллектив телекомпании был поддержан журналистами телекомпании ТНТ[134], а журналисты НТВ объявили о возобновлении полноценного вещания канала «в интересах телезрителей»[135].

В ночь с 6 на 7 апреля[136] в прямом эфире специального внепланового выпуска программы Дмитрия Диброва «Антропология» приглашённый в качестве одного из участников Леонид Парфёнов заявил, что уходит с телеканала НТВ «в никуда»[137][138][139]. 7 апреля было опубликовано открытое письмо Парфёнова Евгению Киселёву, где он также заявил о своём уходе с телеканала:

 Мне даже не интересно, по приказу ли ты, уходя, сжигаешь деревню до последнего дома или действуешь самостоятельно. Ты добиваешься, чтобы "маски-шоу" случились у нас в "Останкино", ты всеми средствами это провоцируешь. Ты держишь людей за пушечное мясо, пацаны у тебя в заложниках, потому что не знают другой жизни, кроме как быть привязанными пуповиной к "Итогам", и значит, то, что делаешь ты, — это растление малолетних. На нашем восьмом этаже, из окна которого развевается флаг НТВ, нет уже ни свободы, ни слова[140]...  

Чуть позже Парфёнов вернулся на канал, а с осени 2001 года у него появилась собственная информационная программа «Намедни»[141].

8 апреля в сюжете программы НТВ «Итоги» был показан сюжет о митинге в защиту НТВ в Санкт-Петербурге, во время которого корреспондент Илья Зимин высказал свою точку зрения на происходящее:

 Чего хочет власть? Власть хочет, чтобы мы припудривали ей нос, чтобы мы превратились в службу быта и выводили пятна с их грязных мундиров. Мы этого делать не умеем[142]. 

9 апреля в эфире программы «Криминал» в 19:40 её автор и ведущий Михаил Фролов заявил о том, что программа больше не будет выходить в эфир НТВ[143]. Журналисты, работавшие в программах «Криминал» и «Криминал: Чистосердечное признание», изначально поддерживавшие общую позицию журналистского коллектива НТВ[144], также покинули телеканал почти в полном составе[145][146].

 В сложившейся ситуации мы не можем найти общего языка с теми людьми, которые сегодня определяют политику этого канала. И мы уходим. Надеемся, что наши постоянные зрители нас простят. До свидания[147]. 

Помимо программы «Криминал», в течение дня с телеканала также ушли и не выходили на работу следующие несколько дней ведущие программы «Сегодня» Наталья Забузова и Татьяна Миткова, корреспонденты телепрограмм «Сегодня» и «Итоги» Алексей Пивоваров и Антон Гришин[148][149].

 
16 апреля 2001 года. Путин на встрече с Добродеевым не принимает отставку с поста председателя ВГТРК

В ночь с 13 на 14 апреля 2001 года произошёл силовой захват и национализация телеканала властью[150]. Представители «Газпрома» заменили охрану на восьмом этаже, занимаемом НТВ, и аннулировали старые пропуска, допустив в помещение только тех сотрудников, которые признали новое руководство. На НТВ в это время не было Евгения Киселёва, который встречался в Испании с Владимиром Гусинским, а впереди было два выходных дня, что затрудняло обращение в суд[151].

На НТВ в качестве частных лиц также прибыли ранее работавшие на этом канале корреспондент РТР Аркадий Мамонтов и Олег Добродеев. Последний вскоре публично заявил о своей отставке с поста председателя ВГТРК. Эта отставка не была принята президентом Путиным[152][153][154]. Объявившие о своём уходе несколько дней назад сотрудники телекомпании (Миткова, Пивоваров, Парфёнов, программа «Криминал») также приехали в ту ночь в Останкино и объявили о согласии сотрудничать с новым руководством[155][156].

В 8:00 14 апреля в эфир на четвёртой кнопке из студии ТНТ вышел специальный выпуск новостей с ведущими Андреем Норкиным и Виталием Бузуевым[157][158]. Новостей в привычном понимании слова в том выпуске не было, был озвучен авторский взгляд ведущих на события, произошедшие на 8-м этаже телецентра. Через несколько минут вещание на Москву было прервано[159]. Чуть позже в эфире появилась настроечная таблица, сменившаяся сериалом «Закон джунглей»[160]. В 10:00 МСК в эфир четвёртой кнопки вышел первый выпуск программы «Сегодня» «нового» НТВ. Информации о ситуации вокруг канала не было, Ольга Белова просто объявила, что «новое руководство телекомпании НТВ сегодня приступило к выполнению своих обязанностей»[161]. В эфир НТВ в тот день вышли также старые выпуски программы «О, счастливчик!»[162], программы «Без рецепта», «Дог-шоу» и «Женский взгляд» со свежими выпусками[163]. Выпуск новостей в 16:00 подготовили корреспонденты из программы «Криминал», несколько дней назад заявившие об уходе с канала[164].

Судьба коллектива НТВ, Гусинского и других СМИ «Медиа-Моста»

В 15:20 14 апреля 2001 года было объявлено о том, что НТВ прекращает производство передач «Итоги», «Тушите свет», «Глас народа», «Независимое расследование», «Итого» и «Свидетель века». Вместо перечисленных программ в эфире временно транслировались художественные фильмы[165]. Кроме того, телеканал лишился прав на показ ряда кинофильмов[166][167] и телесериалов, транслировавшихся на нём ранее[168].

В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. В течение всего дня 14 апреля телекомпанию покинули около 350 сотрудников «старого НТВ»[169]. Из них как минимум 47 человек — люди, определявшие лицо канала[170]. Вместе с бывшим главным редактором канала Евгением Киселёвым и старым составом руководства они перешли сначала на канал ТНТ[171][172], а через месяц — на ТВ-6[173] по приглашению владельца канала Бориса Березовского, который к тому моменту лишился контроля над ОРТ и перешёл в оппозицию к власти[174]. Все прежние ведущие новостей спорта НТВ стали делать выпуски новостей для канала ТНТ, а позже и для ТВ-6, в связи с тем, что в последние годы у НТВ своей спортивной редакции не было, а для спортивных эфиров заключались договоры с «НТВ-Плюс»[175][176]. Вместо ушедших с канала региональных и иностранных корреспондентов[177] репортажи для новостных блоков НТВ в течение некоторого времени готовили преимущественно стрингеры или редакторы-международники, до назначения новых заведующих корпунктами; освободившиеся места ведущих программы «Сегодня» заняли бывшие корреспонденты НТВ или же ведущие, ранее работавшие в утреннюю смену[178].

29 мая 2001 года Московский арбитражный суд принял решение о ликвидации холдинга «Медиа-Мост»[211]. В ноябре 2001 года «Газпром» стал контролирующим собственником большинства компаний «Медиа-Моста»[212], а спустя несколько месяцев, в июле 2002 года, Гусинский продал оставшиеся пакеты всех компаний (за исключением «Эха Москвы»)[213], которыми до этого владел в качестве миноритарного акционера[214].

Смена собственника «Медиа-Моста» привела к значительным изменениям в работе и устройстве всех бывших средств массовой информации Гусинского. Новым владельцем сразу же была закрыта газета «Сегодня», а из журнала «Итоги» была уволена вся команда главного редактора Сергея Пархоменко[215][216][217]. Американский журнал Newsweek прекратил сотрудничество с новым коллективом «Итогов»[218], целиком и полностью состоящего из сотрудников газеты «Сегодня». Ушедшие сотрудники вместе с Сергеем Пархоменко создали новое издание — «Еженедельный журнал»[219][220].

Большинство приобретённых «Газпромом» активов испытывали трудности с нехваткой финансирования, среди них были телесеть ТНТ, система спутникового телевидения «НТВ-Плюс»[221], радиостанции «Эхо Москвы» и «Спорт-FM», которая прекратила своё вещание из-за задолженности с использованием передатчика[222][223]. Станция возобновила вещание уже в составе холдинга «Газпром-Медиа» и работала до 24 февраля 2005 года, после чего эфир передали «Радио Тройка». По причине недофинансирования компании «НТВ-Плюс» в сентябре 2001 года объявил об отставке её генеральный директор Евгений Якович[224][225] (официально покинул должность только в марте 2002 года).

Центральный актив — телеканал НТВ также испытывал трудности: из-за финансовых затруднений и плохих менеджеров канал был на грани закрытия[226][227].

Сайт НТВ (NTV.ru, newsru.com) и международная версия канала до 2001 года (NTV-International, ныне RTVi) перестали считаться таковыми, поскольку не были связаны с юридическими лицами, обременёнными обязательствами перед «Газпромом»[228][229], поэтому остались в сфере влияния прежнего собственника НТВ Владимира Гусинского[230]. В конце 2001 года НТВ запустила новую международную версию — «НТВ Мир»[231], а в феврале 2002 года — новый сайт, первоначально доступный по адресу ntv-tv.ru[232]. Оригинальный домен ntv.ru 13 ноября 2002 года был передан телекомпании по взаимной договорённости[233].

В то же время «Эхо Москвы» создаёт дочернюю радиостанцию «Арсенал» на случай смены руководства «Эха» и изменения вещательной политики[234].

Российские власти пытались экстрадировать обвинённого в мошенничестве Владимира Гусинского[235][236] сначала из Испании, а затем из Греции[237], однако в выдаче им было официально отказано, поскольку Генеральная прокуратура РФ не смогла представить убедительных доводов, что он преследуется как уголовный преступник[238]. 19 мая 2004 года ЕСПЧ заявил о том, что «уголовное преследование бизнесмена имело цель вынудить его отдать НТВ», и обязал Россию выплатить Гусинскому 88 тысяч евро судебных издержек[237].

Суд над бывшим финансовым управляющим «Медиа-Моста» Антоном Титовым состоялся в декабре 2002 года. По большинству пунктов обвинения он был официально оправдан, по оставшимся был осужден на три года[239]. Титов был освобождён по амнистии в зале суда[240].

Переход журналистов из НТВ и отключение ТВ-6

До 2001 года бо́льшую часть эфирного времени телеканала ЗАО «МНВК» «ТВ-6» занимали молодёжные развлекательные программы[241][242]. Однако, вскоре после перехода туда сотрудников «старого» НТВ, канал приобрёл общественно-политическую направленность, а его развлекательная составляющая ушла на второй план[243]. Расширение информационно-аналитического вещания на шестой кнопке началось ещё осенью 1999 года, после того, как контрольный пакет акций телеканала перешёл к Борису Березовскому[244][245].

14 апреля 2001 года, спустя несколько часов после своего ухода с НТВ, Евгений Киселёв принимает предложение Березовского стать исполняющим обязанности генерального директора ЗАО «МНВК». Большая часть ушедших с «четвёртой кнопки» вместе с Киселёвым сотрудников начали снимать свои материалы для новостей канала ТВ-6, не являясь штатными сотрудниками этого телеканала[246] и не занимая его студийных и редакционных помещений (до 14 мая все журналисты продолжали располагаться в помещениях ТНТ)[247].

Факт прихода журналистов старого НТВ на телеканал вызвал нежелание работать с ними у сотрудников старой Службы информации во главе с главным редактором Михаилом Пономарёвым. 16 апреля 2001 года Пономарёв, а вслед за ним и 50 из 85 сотрудников новостного подразделения, среди которых были ведущие выпусков новостей Александр Сапожников и Анна Павлова[248], подали заявления об уходе с ТВ-6; телеканалы ОРТ, РТР и НТВ выразили готовность трудоустроить их[249][250]. После массового ухода на канале осталось небольшое количество корреспондентов[251] и технических сотрудников службы[252], согласившихся работать с новыми менеджерами. В 15:00 17 апреля в эфир ТВ-6 вышел выпуск, подготовленный журналистами программы «День за днём. Шкала новостей»[253].

С вечера 17 апреля на ТВ-6 стали выходить выпуски новостей, подготовленные командой Евгения Киселёва[254][255]. Продолжались эфиры команды и на канале ТНТ[256], но до 13 мая. 22 апреля 2001 года на ТВ-6 впервые вышли «Итоги»[257], вслед за ними постепенно стали появляться и другие передачи старого НТВ[258][259][260]. 26 апреля с канала увольняется его заместитель генерального директора Александр Олейников, после чего он переходит на новое НТВ и занимает там вакантную должность главного продюсера[261][262].

14 мая 2001 года на очередном собрании акционеров МНВК были уволены председатель Совета директоров ТВ-6 Игорь Шабдурасулов, исполнительный директор Александр Пономарёв[263] и член Совета директоров Руслан Фомичев[264]. Евгений Киселёв официально вступил в должность генерального директора МНВК[265], исполнительным директором был назначен бывший генеральный директор ТНТ Павел Корчагин. Бывший заместитель генерального директора и главный продюсер МНВК Иван Демидов подал заявление об уходе с занимаемого поста[266]. Также заявил о своей отставке заместитель главного продюсера Андрей Сафронов. ТВ-6 также покидают заместители генерального директора Стелла Неретина и Андрей Воскресенский, руководитель региональной службы Елена Злотникова и технический директор канала Александр Золотницкий[267]. В результате перестановок Александр Пономарёв перешёл на ВГТРК, став генеральным директором телеканала «Культура»[268], одновременно туда же перешли и почти все менеджеры, ушедшие с ТВ-6 после изменения его руководящего состава[269][270].

Новое руководство ТВ-6 в лице Киселёва почти сразу же приступило к изменению концепции шестого телеканала с «молодёжно-развлекательной» на «общественно-политическую»[271]. В результате этого новое руководство закрыло 17 развлекательных передач[272][273][274], сохранив при этом часть неразвлекательных проектов старого ТВ-6[275]. С 3 сентября канал переходит на новую сетку вещания[276][277][278], в которой из традиционных развлекательных программ предыдущей команды остались только небольшая их часть[279][280] и запущенное в октябре первое в России реалити-шоу «За стеклом»[281].

27 сентября 2001 года один из владельцев телекомпании ТВ-6, негосударственный пенсионный фонд «Лукойл-гарант» подал судебный иск с требованием объявить телекомпанию банкротом и ликвидировать МНВК[282][283].

19 октября 2001 года новостное агентство «Телевизионная служба новостей» (ТСН), которое производило выпуски новостей для ТВ-6 в 19971999 годах, подало иск против канала в суд на 5 миллионов долларов. Соглашение на производство новостей с этой компанией было заключено ещё при старом руководстве и было разорвано по причине их непопулярности[284].

В ноябре 2001 года ТВ-6 начинает испытывать проблемы с показом некоторых телепередач. Минпечати России прислало в телекомпанию письмо с целью прекратить показ программ «Итого», «Глас народа», «Новейшая история», «Интересное кино» и «Забытый полк», названия которых зарегистрировал на себя телеканал НТВ[285]. В декабре телеканал приостанавливает производство некоторых передач[286][287].

29 декабря 2001 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменяет решение о ликвидации МНВК и направляет дело на новое разбирательство в Московский арбитражный суд. 4 января 2002 года зампред Высшего арбитражного суда Эдуард Ренов в порядке надзора выносит протест на решение Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря. Формальным поводом для закрытия стали долги ТВ-6[288].

Против закрытия ТВ-6 выступили Борис Ельцин[289], Михаил Горбачёв[290], Григорий Явлинский[291], Руслан Аушев[290], Вячеслав Володин[290], Ирина Хакамада[292], Борис Немцов[293], Любовь Слиска[294], Ясен Засурский[295], Александр Вершбоу[296], Олег Попцов[297], Валерия Новодворская[298] и Владимир Познер[299]. В некоторых российских городах проходили стихийные митинги в поддержку телеканала[300][301].

15 января 2002 года на общем собрании трудового коллектива ТВ-6 ведущими журналистами телеканала было принято решение учредить вместо «МНВК» новую телекомпанию в лице ООО «ТВ-6»[302]. Среди учредителей были 36-47 человек из трудового коллектива канала, как из «старого», так и из «нового» состава сотрудников[303]. Гендиректором новой организации был назначен Евгений Киселёв. Первоначально это ООО рассчитывало пройти необходимые юридические процедуры и попросить у Минпечати лицензию на вещание, отобранную у МНВК, а в марте 2002 года оно стало одним из владельцев ЗАО «Шестой телеканал»[304].

Вечером 21 января 2002 года спортивный комментатор Владимир Маслаченко заявил о том, что спортивный и футбольный каналы «НТВ-Плюс» готовы заполнить пустующее время на шестой кнопке[305].

В ночь с 21 на 22 января 2002 года, во время трансляции передачи Владимира Соловьёва «Соловьиная ночь»[306], вещание ТВ-6 было приостановлено (в 0:00 — на Москву[307], через 10-15 минут — на все остальные регионы вещания), а в помещениях было отключено электропитание[308]. До официально объявленного по программе конца эфира (1:25 МСК)[309] телеканал должен был показать премьерные выпуски ещё как минимум двух передач — «За стеклом» и «Дорожный патруль»[310]. В 7:00 МСК[311] в Москве и Подмосковье на шестом телеканале началась демонстрация программ спортивного спутникового канала «НТВ-Плюс Спорт»[312][313]. В других городах на месте ТВ-6 транслировались другие каналы. Например, в Санкт-Петербурге транслировался канал Fashion TV (позже его заменили на «НТВ-Плюс Спорт»), в Барнауле, Магнитогорске и Белоруссии — канал ТВЦ, в Молдавии — ТНТ, в Казахстане — NTV-International, в Краснодаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске — ТВ-3[314][315]. В первые дни после отключения в ряде городов вместо ТВ-6 показывали передачи одного из местных каналов (Владивосток, Екатеринбург, Самара, Тула) или чёрный экран (Волгоград, Калининград)[316]. Согласно экспресс-анализам из регионов, ряд региональных телекомпаний, в том числе и филиалы МНВК, первые дни заполняли возникшие эфирные дыры собственной телепродукцией, музыкальными клипами[317] или же архивными записями программ из телеэфира ТВ-6 последних дней его вещания[318][319]. Позднее в некоторых городах также началось вещание «НТВ-Плюс Спорт».

После закрытия канала его аудитория в Москве уменьшилась на 10 %, в России — на 7,7 % по сравнению с показателями от 14—18 января 2002 года[320][321][322]. Так, в период вещания на метровой частоте рейтинги «НТВ-Плюс Спорт» не поднимались выше 0,19 % по России и 0,7 % по Москве, что значительно меньше показателей как ТВ-6, так и других центральных телеканалов[323], за исключением короткого периода в феврале, когда канал почти в полном объёме показывал в своём эфире олимпийские трансляции из Солт-Лейк-Сити[324], и московские рейтинговые показатели достигали цифр в 10-11 %[325].

22 января 2002 года в 12 часов дня коллектив канала собрался в Останкино, чтобы обсудить свои дальнейшие планы[326][327]. Гендиректор ТВ-6 Евгений Киселев сообщил журналистам, что руководство компании «намерено делать всё, чтобы остаться в эфире, если не в телевизионном, то хотя бы в радийном»[311], а также наладить выход программ в интернете[328]. Кроме того, он заявил, что журналистский коллектив бывшего ТВ-6 намерен принять участие в конкурсе на вещание, который конкурсная комиссия назначила на 27 марта. Он также высказал предположение, что на конкурсе «лицензию скорее всего получит кто-то другой», а коллективу ТВ-6 «может быть просто отказано в регистрации по формальным причинам»[329]. Одновременно главный редактор службы информации ТВ-6 Григорий Кричевский заявил, что 24 января ООО «ТВ-6» может получить официальный статус: Московская регистрационная палата должна была решить вопрос о регистрации этого юридического лица. ООО «ТВ-6» также собиралось предоставить в Минпечати нормативные документы, подтверждающие право на восстановление вещания на бывшей частоте МНВК, несмотря на то, что по словам министра печати Лесина, таких формальных причин для получения права на вещание у этого юрлица нет[330].

С того же дня информационные передачи ТВ-6 начали выходить в аудиоварианте на радиостанции «Эхо Москвы»[331]. Их выход продолжился до марта того же года[332]. Программа «За стеклом-2» стала выходить на ТНТ[333], а программы «Дорожный патруль» и «Вы-очевидец», ранее выходившие на этом канале, перешли на каналы РТР (затем переименованный в телеканал «Россия») и REN-TV соответственно[334][335]. Там же они были окончательно закрыты. Замена программ ТВ-6 на спортивные программы производства «НТВ-Плюс» вызвала неоднозначную реакцию в обществе[336][337][338]. Ситуация вокруг телеканала — главная новость в информационных программах всех телеканалов, в том числе ОРТ[311], РТР[339], НТВ[300] и REN-TV.

23 января и 12 февраля 2002 года на заседании Госдумы некоторые депутаты предложили оставить канал ТВ-6 спортивным[340]. Возникает вопрос о необходимости круглосуточного спортивного вещания в стране. Неясные перспективы и серьёзные споры о том, кто же будет вещать на шестом телевизионном канале, привели к тому, что спортивный телеканал производства «НТВ-Плюс» («Спорт на шестом канале») продолжил вещание до мая 2002 года[341][342].

Частота ТВ-6 была выставлена на конкурс, который состоялся 27 марта 2002 года. В нём приняли участие Олимпийский комитет России[343], телекомпании АТВ[344], ТНТ-Телесеть[345], 7ТВ[346], некоммерческое партнёрство «Медиа-Социум», Иван Демидов с концепцией «Твой канал»[347] и многие другие. СТС, ВГТРК и REN-TV отказались от участия в конкурсе по разным причинам[348][349].

27 марта 2002 года некоммерческое партнёрство «Медиа-Социум» победило на аукционе на шестую метровую частоту[350][351]. При этом в лицензии, которую получило НП «Медиа-Социум», было указано, что она вступает в силу после только после прекращения действия аналогичной у МНВК (с 1 января 2005 года)[352], а до этого момента новый владелец частоты должен был вещать по временному разрешению, выданному Министерством РФ по делам печати и телерадиовещания[353][354].

За время отсутствия в эфире команды Киселёва с января по май 2002 года, её по разным причинам успели покинуть Андрей Норкин[355], Вячеслав Крискевич (ушли на RTVi)[356], Виталий Бузуев[357], Иван Усачёв[358] (ушли на REN-TV), Эрнест Мацкявичюс[359] (ушёл на РТР)[360], Юлия Бордовских[361][362], Кирилл Кикнадзе[363] и Владимир Чернышёв (вернулись обратно на НТВ)[364]. Все остальные штатные сотрудники ЗАО «МНВК» (их к тому моменту насчитывалось около 1000 человек) были переведены на работу в ЗАО «Шестой телеканал» в рамках ликвидации вещателя ТВ-6[365].

23 мая 2002 года «Медиа-Социум» получил лицензию на вещание[366]. 24 мая ЗАО «Шестой канал» (создано частью творческого коллектива ТВ-6 во главе с Евгением Киселёвым) и «Медиа-Социум» подписали контракт на пять лет[367]. ЗАО «Шестой канал» — эксклюзивный производитель всех телевизионных программ будущего канала, который не имел собственной лицензии и предоставлял «Медиа-Социуму» телевизионную продукцию, функционируя как продюсерский центр[368].

29 мая 2002 года Химкинский городской суд признал незаконными действия МНВК по прекращению вещания ТВ-6[369].

В ночь на 1 июня 2002 года «НТВ-Плюс Спорт» завершил своё вещание на шестом канале. Спустя год после прекращения эфирного вещания тогдашний руководитель спортивных каналов компании Алексей Бурков сказал, что на этом проекте компания потеряла порядка шестисот тысяч долларов[370], но тем не менее, опыт вещания на метровой частоте оказался положительным[371].

Закрытие ТВС

1 июня 2002 года, в 8:00 МСК, телеканал ТВС впервые вышел в эфир на шестом телеканале[372][373][374]. В ротации канала были сохранены почти все программы, которые выходили на ТВ-6 до его отключения[362][375]. Весь штат ЗАО «Шестой телеканал», вещателя ТВС, полностью состоял из бывших сотрудников телеканалов НТВ, ТНТ и ТВ-6[376]. Первым гендиректором ТВС был Александр Левин, совмещавший административную и продюсерскую работу. Спустя два месяца после назначения на пост он перестал устраивать акционеров телекомпании, крупных российских олигархов[377]. Первая серьёзная неудача канала — телепроект «За стеклом-3. Теперь ты в армии!», производившийся совместно с украинским «Новым каналом» и прерванный незадолго до своего окончания по финансовым причинам[378][379][380].

22 июля 2002 года Московский арбитражный суд признаёт незаконность ликвидации МНВК. Теперь получается, что две телекомпании должны использовать одну и ту же на частоту[381]. В дальнейшем председатель ликвидационной комиссии МНВК Павел Черновалов высказал мнение, что телеканалы «НТВ-Плюс Спорт» и ТВС незаконно осуществляли своё вещание на частоте ТВ-6, и заявил, что корпорация планирует взыскать с этих вещателей убытки по факту их нелегальной трансляции по лицензии МНВК[382]. Также в МНВК отмечали, что канал ТВС, занявший её место на шестой кнопке, незаконно использует в своём телеэфире видеоматериалы из архива ТВ-6[383], который, в свою очередь, частично был передан ему в бесплатное пользование ещё в июне 2002 года, когда генеральным директором телекомпании ещё оставался Евгений Киселёв[384], в том же месяце снятый с занимаемой должности[385][386].

В октябре 2002 года между акционерами ТВС возникает конфликт по вопросам управления компанией. Интересы одного крыла представляют Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Александр Мамут, ко второму относятся Анатолий Чубайс, Олег Киселёв и Игорь Линшиц[387].

В конце 2002 — начале 2003 годов начинаются проблемы с финансированием, в прессе появляются сообщения о том, что телеканал может быть закрыт или перепрофилирован. В течение нескольких месяцев весь персонал не получал заработную плату, однако продолжал работать[388][389]. Многие сотрудники телекомпании под обязательства получения этой недополученной зарплаты были вынуждены влезать в долги, кредиты и ипотеку, сами же долги при ликвидации телекомпании не были выплачены ни одному сотруднику[390][391] вплоть до настоящего времени[392]. В то же время долги ТВС Внешэкономбанку достигли суммы в $100 миллионов. Становится известно и о других нарастающих долгах телеканала[393].

17 марта 2003 года[387] из-за конфликта с Евгением Киселёвым[394] с канала уходит руководитель информационного вещания Григорий Кричевский[395]. Ряд видных сотрудников ТВС — среди них были Владимир Кара-Мурза, Алексей Воробьёв, Елизавета Листова, Владимир Соловьёв, Виктор Шендерович, Михаил Осокин и Марианна Максимовская — посчитали невозможным работать под его руководством[396]. Чуть раньше из-за конфликта с Кричевским команду Киселёва покинули Светлана Сорокина, Вячеслав Крискевич, Андрей Норкин, Ашот Насибов[397].

В апреле 2003 года в связи с финансовым кризисом на канале закрывается ряд передач, таких как «Земля — Воздух», «ABS», «Паутина» и «Публичные люди»[398]. Параллельно в СМИ появилась информация о том, что акционеры ТВС для улучшения его финансового положения приняли решение привлечь «Видео Интернешнл» и телекомпанию ВИD, создав с ними компанию, которая фактически управляла бы телеканалом[399][400]. Из нескольких кандидатов ими был выбран Александр Любимов (известный тележурналист, бывший заместитель генерального директора «Первого канала», основатель телекомпании ВИD), так как его кандидатура устраивала все стороны предполагавшегося партнёрства. После его назначения телеканал должен был изменить сетку вещания в соответствии с концепцией Любимова[401]: из неё должны были исчезнуть абсолютно все телепроекты, делавшиеся на ТВС экс-сотрудниками НТВ и ТВ-6, которые планировалось заменить художественными фильмами и развлекательными шоу[402]. Кроме того, предполагалось упразднить должность главного редактора, которую занимал Евгений Киселёв, а также слить её с должностью гендиректора. Но идея спасти ТВС путём назначения внешней команды кризисных менеджеров провалилась, и назначение Любимова в итоге так и не состоялось[403]. Пресса высказывала предположение, что таким образом последний негосударственный эфирный канал в метровом диапазоне в преддверии предстоящих парламентских и президентских выборов пытались переформатировать в своеобразный филиал «Первого канала»[404].

Со 2 июня 2003 года кабельный оператор «Мостелеком» начал отключать трансляцию ТВС на территории Москвы с формулировкой «за неуплату за распространение сигнала»[405][406][407]. Сложность отношений между каналом и кабельным оператором состояла ещё и в том, что канал ТВС не входил в так называемый социальный пакет из 7 обязательных для распространения на территории Москвы каналов ОАО «Мостелеком»: официально 6-я позиция в нём принадлежала ЗАО «МНВК» и каналу ТВ-6[408], где у правительства Москвы был пакет акций[409], а телеканал ТВС и ЗАО «Шестой телеканал» не являлись их официальными юридическими правопреемниками[410], следовательно, новый канал воспринимался «Мостелекомом» как коммерческий вещатель, который должен платить за распространение своих программ по кабелю[411].

В начале июня 2003 года для разрешения конфликта среди акционеров и сохранения проекта Анатолий Чубайс продаёт свои акции телеканала ТВС Олегу Киселеву и Игорю Линшицу, которые в свою очередь приняли решение о продаже своих пакетов акции главе инвестиционной компании «Базовый элемент» Олегу Дерипаске[412][413]. Таким образом, Дерипаска получил контроль над 90% акций телекомпании. Остальные 10% принадлежали главному редактору телекомпании Евгению Киселёву[414].

17 июня 2003 года главный редактор ТВС Евгений Киселёв заявил о невозможности продолжать вещание, и 23 июня телеканал навсегда исчезнет из телеэфира[415].

19 июня 2003 года в прессе появилась информация о том, что уже с четверга на месте ТВС начнёт вещание новый телеканал производства ВГТРК «Спорт»[416][417], впервые появившийся в эфире 12 июня 2003 года, в День независимости[418]. В последние дни вещания звёзды ТВС начали прощаться со зрителями в рамках своих передач. Владимир Кара-Мурза и Виктор Шендерович[419] заявили, что окончательно уходят с телевидения[420]. В последнем выпуске аналитической программы «Итоги», который так и не вышел в эфир, Евгений Киселёв и бригада программы хотели попрощаться со зрителями, которые смотрели эту программу на протяжении 11 лет[421].

В ночь с 21 на 22 июня 2003 года, в 0:02 МСК, во время трансляции на канале рекламы чипсов Lays[422][423] в рамках художественного фильма «Репортаж», вещание ТВС было отключено с формулировкой «в интересах телезрителей» на всей сети распространения этого телеканала[424][425]. В помещениях телеканала были отключены городские телефоны и Интернет. По кабельным сетям сигнал ТВС также не распространялся, вещание было оборвано статичным кадром из художественного фильма «Репортаж»[426]. В 0:25 МСК на шестом канале начал работу новый государственный телеканал «Спорт». Шёл повтор трансляции футбольного матча Чемпионата России «Ротор» — «Локомотив» от 19 июня 2003 года[427] (без звука)[428]. Для этого Минпечати временно, до конца 2004 года предоставило частоту[429].

После этого единственный оставшийся законный владелец лицензии на шестую кнопку — ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация» — передала свои права на вещание телеканалу «Спорт»[430], изначально — до 31 декабря 2003 года[431]. Параллельно, в различных СМИ неоднократно появлялась информация о том, что в течение 2003—2004 годов «Спорт» может исчезнуть с шестой кнопки, а на его место придёт общественно-политический телеканал производства ВГТРК[432][433]. МНВК же к тому времени находилась в процессе ликвидации и не имела права заниматься хозяйственной деятельностью. 6 августа 2003 года ТВС начал возвращать корпорации всё имевшееся оборудование[434]. Сама же МНВК, в свою очередь, примерно в это же время была продана Березовским группе частных лиц. Среди возможных покупателей компании указываются группа неназванных государственных банков и компания «Видео Интернешнл», находившаяся под контролем тогдашнего министра печати Михаила Лесина)[435]; 27 мая 2004 года в отношении корпорации была начата процедура банкротства[436].

В отличие от событий вокруг НТВ и ТВ-6 в 2001 и 2002 годах соответственно, государственные телеканалы России («Первый канал» и «Россия») в своих новостных программах никак не отреагировали на закрытие ТВС[437], сюжеты по этой теме в течение 22 июня выходили в эфир только на канале НТВ в телепрограммах «Сегодня»[438] с Ольгой Беловой и «Намедни» с Леонидом Парфёновым[439]. При этом в интервью журналу «Итоги» от 1 июля 2003 года гендиректор «Первого» Константин Эрнст заявил, что ему «жаль того, что случилось с ТВС, потому что там работало много высококлассных профессионалов», а также, что «канал можно было спасти, но больной был уже инакурабелен»; председатель ВГТРК Олег Добродеев, чей канал заменил в телеэфире ТВС, высказал мнение, что главными проблемами закрытого канала были отсутствие идеи, внятных взаимоотношений с инвесторами и рекламный рынок, который для благоприятной ситуации должен был подняться процентов на тридцать-пятьдесят, и выразил озабоченность оставшимися без работы закадровыми сотрудниками ТВС[440]. Часть общественных, телевизионных и политических деятелей России (Андрей Козырев, Владимир Семаго, Татьяна Миткова, Сергей Доренко, Гарри Каспаров, Владимир Молчанов, Дмитрий Дибров и др.) выступила со своим мнением относительно закрытия канала на страницах газеты «Московские новости»[441].

22 декабря 2003 года Московский арбитражный суд признал незаконным конкурс на право вещания на шестом метровом канале, проведенный Министерством печати в конце марта 2002 года[442].

1 января 2005 года закончилось действие лицензии ЗАО «МНВК ТВ-6 Москва»[352], полученной корпорацией 22 декабря 1999 года сроком на 5 лет[443], и в апреле 2006 года она была ликвидирована[444]. После этого вступила в законную силу лицензия, которую в 2002 году получило НП «Медиа-Социум» (см. выше)[445], в результате чего вещание спортивного телеканала по ней продлилось вплоть до июля 2007 года, когда она истекала[446]. Спортивная тематика противоречила условиям обеих лицензий, согласно которым на шестой кнопке должен был вещать общественно-политический телеканал[447]. Также в основе лицензии МНВК лежала концепция телеканала ТВ-6[448][449].

Многие ведущие и репортёры телеканала разошлись по другим российским СМИ («Первый канал»[450], «Россия»[451][452], «Третий канал»[391], REN-TV[453], СТС[454], 7ТВ[455], «Эхо Москвы»[456], RTVi[457])[458]. Бо́льшая часть сотрудников ТВС вернулась на НТВ[459][460]. При возвращении на НТВ подавляющее большинство бывших сотрудников ТВС сильно потеряло в зарплате, почти в 2 раза. Работу им приходилось начинать практически с нуля — за два года отсутствия их места оказались заняты[461].

По словам Евгения Киселёва, многие тележурналисты со старого НТВ, ТВ-6 и ТВС после закрытия последнего в 2003 году в дальнейшем так и не смогли найти работу на других телеканалах России, ушли из профессии[462][463] или из жизни[464][465] или же стали вынужденно подрабатывать в двух-трёх местах[466][467]. К 2014—2017 годам, по его же сведениям, большая часть известных тележурналистов с опытом работы на старом НТВ, ТВ-6 и ТВС уже не работала на российских федеральных каналах или на телевидении вообще, а также эмигрировала из России в Европу или в США[468][469].

Цензура на НТВ в 2001—2004 годах

Первое время после смены собственника в телекомпании НТВ, при руководстве Бориса Йордана, случаев с цензурой, по крайней мере ставших достоянием общественности, практически не было[470][471]. Однако после недовольства Владимира Путина тем, как на НТВ освещались события на Дубровке в октябре 2002 года[472][473], дни Йордана в телекомпании и «Газпром-Медиа», генеральным директором которого он стал в октябре 2001 года вместо Альфреда Коха, были сочтены[474][475]. В январе 2003 года Йордан оставил посты генерального директора как телеканала, так и холдинга[476].

Назначение на пост генерального директора НТВ Николая Сенкевича, не имевшего опыта работы в медиабизнесе, было негативно встречено коллективом телеканала, в том числе ведущим авторской программы «Намедни» Леонидом Парфёновым[477]. Это обстоятельство сказалось на дальнейших отношениях Парфёнова с руководством НТВ: многие сюжеты для «Намедни» стали запрещать к эфиру. Например, 16 ноября 2003 года Сенкевич ввёл строгий запрет на упоминание в очередном выпуске программы книги журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера»[478]. Также ужесточилась цензура в других программах Службы информации и Службы правовых программ НТВ под управлением Татьяны Митковой и Владимира Золотницкого соответственно: многие сюжеты для программы «Криминал» (позднее — «По праву», «Протокол», ныне — «ЧП») стали сниматься с эфира по личному распоряжению заместителя генерального директора по информационному вещанию НТВ Александра Герасимова[479][480]. Показ прямого эфира с места убийства Ахмата Кадырова в рамках выпуска программы «Сегодня» от 9 мая 2004 года также был прекращён на полуслове[481]. Также при Герасимове была изменена технология производства общественно-политического ток-шоу «Свобода слова»: если с начала существования в сентябре 2001 года по июнь 2003 года программа вышла не в прямом эфире всего один раз (сразу после событий на Дубровке)[482], то с сентября 2003 года она стала выходить в записи на постоянной основе, что вызвало негативную реакцию прессы, пишущей о телевидении[483]. Позже, перед дебатами политических партий-участников выборов в Государственную думу, прямой эфир на Москву был возвращён[484].

30 мая 2004 года Герасимов ввёл запрет на показ на европейскую часть России сюжета Елены Самойловой[485] из программы «Намедни» «Выйти замуж за Зелимхана»[486], содержащего интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева (сюжет вышел в эфир на азиатскую часть страны). Чтобы снять с себя всякую ответственность за попытку цензуры, автор и ведущий программы Леонид Парфёнов потребовал издать письменное распоряжение о снятии интервью с эфира, которое, в свою очередь, опубликовал в газете «Коммерсантъ». В результате этого, Николай Сенкевич закрыл «Намедни», а Парфёнова уволил с НТВ. Согласно официальному приказу — по сокращению штата, согласно разъяснениям официальных лиц телекомпании — за нарушение корпоративной этики. Сайт программы был также закрыт, из «общих» же форумов методически удалялись все сообщения, посвящённые данной проблеме[487].

Леонида Парфёнова после увольнения с НТВ приглашали стать ведущим на СТС[488], возглавить канал «Культура», или же стать ведущим на «Первом канале»[489]. 6 июня 2004 года Парфёнов в программе «Первого канала» «Времена»[490] сказал, что с Александром Герасимовым, исполнявшим в те годы обязанности главного редактора НТВ, он находился в состоянии постоянного конфликта, объясняя его причину тем, что Герасимов учредил «Личный вклад»[491] — субботнюю информационно-аналитическую программу, визуально и структурно копировавшую «Намедни»[492][493].

В июле 2004 года на пост генерального директора НТВ был назначен Владимир Кулистиков[494]. Закрывается большая часть общественно-политических программ[495][496][497]. Информационно-развлекательная программа «Красная стрела» (образованная после закрытия ТВС и программы «Тушите свет») была закрыта с формулировкой «дороговизна проекта, плоский юмор и неактуальные темы»[498].

Из эфира сначала исчезла Татьяна Миткова, получив впоследствии руководящий пост[499], а с осени 2005 года Михаил Осокин стал вести ночной выпуск новостей[500][501]. В январе 2006 года стало окончательно ясно, что канал вообще убирает из сетки вещания ночной выпуск новостей[502], несмотря на хорошие рейтинги. Чуть позже Осокин уйдёт с НТВ на RTVi[503][504].

В руководстве телеканала происходят кадровые изменения: были уволены Александр Герасимов, главный продюсер НТВ Кирилл Набутов, руководитель программной дирекции Олег Точилин[505]. Ведущий «Свободы слова», также закрытой Кулистиковым, Савик Шустер остался на канале и в сентябре возглавил дирекцию документального кино НТВ[506][507], но уже в марте 2005 года он окончательно покинул НТВ[508] и стал работать на украинском телевидении[509]. В мае его бывшая дирекция была ликвидирована.

Мнения

По словам Бориса Немцова, глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев рассказал ему, что получил от президента Владимира Путина указание закрыть ТВ-6, чтобы избавиться от средства массовой информации, принадлежащего Борису Березовскому[510]. В более позднем интервью он же высказал мнение, что событиями вокруг НТВ и ТВ-6 власть добилась желаемого результата:

 ...телевидения, за исключением НТВ и, может быть, ещё ТВС, — уже нет. Вроде нет цензуры, но есть самоцензура. Люди напуганы. Увидели, что было с журналистами НТВ, потом с журналистами ТВ-6. И всё поняли. У всех семьи, их надо кормить, надо думать о будущем[511]. 

Представители движений «Либеральная Россия» и «Яблоко» Сергей Юшенков и Сергей Иваненко охарактеризовали происходящее с ТВ-6 как наступление на свободу слова[510].

Владислав Старков, бывший главный редактор «Аргументов и фактов», о захвате НТВ:

 Журналистов мне искренне жаль. Как говорится, красные приходят — грабят, белые — опять грабят. Бесконечные интриги. В пылу борьбы полнокровный некогда коллектив превращается в сдутый шарик. Финансовые воротилы, особенно иностранные, тянут свои руки. Получается, что спасители национального российского ТВ — это Йордан, Сорос, Тёрнер…[512]  

Андрей Черкизов о закрытии ТВ-6:

 Я пытаюсь понять, что же мне напоминают действия чиновников и исполнителей, которые в ночь с понедельника на вторник таким образом вырубили из эфира ТВ-6, и я нехотя и очень медленно прихожу к выводу, что мы имеем дело с репетицией, с неким подвариантом государственного переворота[513].  

Евгений Киселёв о закрытии ТВ-6:

 Власть сегодня продемонстрировала, что у неё стоит одна задача — заткнуть нам рот. Запасных аэродромов у нас нет. 

Марина Леско о захвате НТВ:

 При самых скромных подсчётах один только рекламный бюджет этой Останкинской Акции составил сотни миллионов долларов! Даже если допустить, что на митинге было не пять тысяч человек, а тридцать, то каждый должен был принести с собой минимум по десять тысяч баксов, чтобы данное мероприятие вышло по нулям… Всего несколько тысяч человек на многомиллионную Москву! Да это меньше, чем капля в море. Это просто провал. Напоминало попытку Козлодоева поухаживать за молоденькой красоткой. 

Дмитрий Быков о захвате НТВ:

  Все сколько-нибудь грамотные люди в стране знают, что у Гусинского есть две тактики. Первая – ложиться под сильнейшего: она была опробована осенью 1999 года, когда НТВшники сделали ставку на блок ОВР,... вторая тактика Гусинского — тактика самосожжения. 

Елена Ханга о захвате НТВ:

  Пройдет время, и мы будем вспоминать не проклятья врагов, а молчанье друзей. Я знаю, что у журналистов НТВ очень много друзей, которые считают, что в нынешнем положении их голос ничего не изменит, но это неправильно. Если у них есть возможность поддержать своих коллег, любимых ведущих, не надо думать, что их голос останется неуслышанным[514]. 

Георгий Бовт о закрытии ТВС и отсутствия должной реакции на него отмечал:

 После закрытия телеканала ТВС раздалось всего два-три либеральных восклицания в прессе. И — тишина. После кончины «гусинского» НТВ восклицаний было больше. <...> Почему-то никто из либералов, восклицавших по поводу НТВ, ТВС или даже, больше того, каких-то там поправок в закон о СМИ насчёт ограничений прав прессы в части её участия в избирательных кампаниях, не хочет признаться себе в том, что их никто не слышит, ибо не слушает. Стране, которую уже давно совершенно не волнуют куда более, казалось бы, драматические вещи (вроде войны в Чечне), не жалко канала ТВС, и она не особенно заметила его кончину. Как было ей не особенно жалко НТВ. Как не бередят её судьбы свободы прессы и в периоды выборов, и в периоды между этими периодами. Как не бередят её и сами выборы[515].  

Ирена Лесневская о захвате НТВ:

 Зачем кричать о том, что у нас один независимый канал?! Господа, почему вы оскорбляете все остальные СМИ, которые считают себя независимыми? Мы все зависимы от денег. До тех пор, пока журналисты не смогут себя кормить... и пока журналистам будут требоваться инвестиции, назвать независимыми нельзя никого. <...> Березовский и Гусинский получили именно то, что заслужили. Ровно то, что они делали с конкурентами, сегодня происходит и с ними[516]. 

См. также

Примечания

  1. ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ. О СБИВЧИВОСТИ ПОНЯТИЙ. Время МН (7 декабря 2001).
  2. При шаткой российской демократии журналистам затыкают рот. Globe and Mail (18 июля 2007).
  3. Конец РБК: гибридная война против медиа и паранойя. От редакции. Новая газета. Дата обращения 15 мая 2016.
  4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НТВ. НТВ (2 февраля 1999).
  5. О ВКЛАДЕ НТВ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Худо ли тому, кому сейчас худо. Екатерина Барабаш. Независимая газета (7 апреля 2001).
  6. РОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИМПЕРИИ II. Россия: медиа-холдинги. «Медиа Мост» и «Газпром Медиа» — Описание. Радио Свобода (20 марта 1998).
  7. Тема дня — Справка — Чем было НТВ до сегодня: нас смотрит 110 миллионов
  8. 1 2 3 Война в прямом эфире. Коммерсантъ Власть (27 июля 1999).
  9. ВМЕСТЕ У ТЕЛЕВИЗОРА. Киселев поднял руку на Семью. Комсомольская правда (1 июня 1999).
  10. Lenta.ru: Гусинский выиграл в суде у Березовского
  11. ТелеРЕвизор. Олигархофрения, или Почему ОРТ пошло войной на НТВ. Новая газета (19 июля 1999).
  12. «Бульдозер» медиарынка. Наталия Ростова о биографии Михаила Лесина. Meduza (7 ноября 2015).
  13. Настройте ваши телевизоры…на выборы. Аргументы и факты (4 мая 1999). Дата обращения 8 мая 2019. Архивировано 9 августа 2014 года.
  14. Телезвезды. Станислав Кучер. Интервью одного из главных ведущих «старого» ТВ-6. Meduza (11 марта 2016).
  15. С чего начинался Путин. Радио Свобода (8 августа 2019).
  16. Зеркало для гримасы. Росбалт (14 октября 2013).
  17. ИЗАУРА И МАРИАННА ОТДЫХАЮТ. Труд (27 мая 2000).
  18. Черное, с элементами слабоумия ТВ дает России возможность посмотреть на себя в зеркало. Wall Street Journal (февраль 2000).
  19. Президент и олигархи. Неожиданные повороты. Российская газета (15 июля 2000).
  20. Депутаты недовольны последней программой «Куклы». Lenta.ru (15 марта 2000).
  21. «ГНЕВ ПУТИНА ВЫЗВАЛО ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ: КРОШКА ЦАХЕС, ПО ГОФМАНУ, МАЛЕНЬКИЙ...». Бульвар Гордона (25 сентября 2007).
  22. ГЕКСОГЕН И ПРАВДА НЕ САХАР. Что происходило за рамками программы «Рязанский сахар» и как ФСБ пыталась сорвать независимое расследование. Новая газета (12 сентября 2005).
  23. За чашкой чая с гексогеном. Общая газета (30 марта 2000).
  24. Расследование с продолжением. Кому пришелся не по вкусу "Рязанский сахар"?. Сегодня (20 сентября 2000).
  25. ИЩЕШЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? ВКЛЮЧИ НИКОЛАЕВА!. Новая газета (18 декабря 2000).
  26. Что будет с «Медиа-Мостом»?. Коммерсантъ (12 мая 2000).
  27. Как журналисты СМИ, входящих в «Медиа-Мост», защищают его интересы. Первый канал (21 мая 2000).
  28. ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?. Труд (2 марта 2000).
  29. НТВ попыталось сбыть залежалый репортаж. СМИ.ру (22 марта 2000).
  30. Коммунист, уполномоченный по правам человека, называет немецкий телесюжет из Чечни, показанный НТВ — фальшивкой и провокацией. Полит.ру (25 февраля 2000).
  31. Час прессы. Воспоминания о временах олигархического телевидения. Радио Свобода (12 мая 2005).
  32. Заповедник стал «кустарниковой растительностью». NEWSru.com/НТВ (18 февраля 2001). Архивировано 4 марта 2016 года.
  33. Следователь по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Владимир ДАНИЛОВ: «В „Глас народа“ я не пойду. Должность не позволяет». Комсомольская правда (18 мая 2000).
  34. ТЕЛЕСМОТРЯЩИЙ. СМЕРТЬ НАДЕЖДЫ. Комсомольская правда (22 августа 2000).
  35. Курск. Август 2000-го. Кашин (12 августа 2014).
  36. Владимир Кара-Мурза: Траур по трагедии в метро и власть денег. Собеседник (23 июля 2014).
  37. Гонки на выживание. Телевизионщики не стесняются в средствах, чтобы выжить конкурентов из эфира. Время новостей (22 августа 2000).
  38. ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН. Труд (4 октября 2000).
  39. Добродеев сделал своё дело. И уходит по-доброму. Коммерсантъ (20 января 2000).
  40. Добродеева переключили на второй канал. А Швыдкого могут бросить на культуру. Коммерсантъ (1 февраля 2000).
  41. Новые менеджеры РТР делают ставку на журналистов, известных своими анти-кремлевскими репортажами - ночной аналитический выпуск «Вестей» будет вести репортер НТВ Евгений Ревенко. Полит.ру (15 февраля 2000).
  42. ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?. Труд (25 мая 2000).
  43. Михаил Антонов: «Живого Путина увидел лишь в Сочи». Собеседник (20 июня 2006). Архивировано 10 июля 2006 года.
  44. Работники Российского телевидения проведут пикет у здания ВГТРК. NEWSru.com (16 октября 2000). Дата обращения 24 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  45. ОТДЕЛ КАДРОВ. Елена Масюк больше не работает на НТВ. Комсомольская правда (23 мая 2000).
  46. Журналисты уходят с НТВ на РТР (недоступная ссылка). Lenta.ru (24 мая 2000). Дата обращения 20 апреля 2015. Архивировано 27 апреля 2015 года.
  47. В КОМАНДЕ ДОБРОДЕЕВА — ПОПОЛНЕНИЕ. Труд (26 мая 2000).
  48. СМИшные ДЕЛА. И ТЕКУТ, КУДА НАДО, КАНАЛЫ.... Слово (4 августа 2000).
  49. Исход (недоступная ссылка). Пресс-Атташе (11 июля 2003). Дата обращения 27 ноября 2016. Архивировано 9 октября 2003 года.
  50. НТВ покидают журналисты. Собеседник (1 июня 2000).
  51. РАЗБОРКИ. РТР — НТВ: бодался теленок с дубом. Комсомольская правда (22 июля 2000).
  52. Могущество «Вестей» прирастать будет НТВ и ОРТ. Антенна-Телесемь (14 августа 2000).
  53. У НТВ проблемы. Собеседник (20 июля 2000).
  54. Блёстки рыбьего жира. Новая газета, № 94 (25 декабря 2000). — Общество. Дата обращения 2 июня 2017.
  55. Ракчеева Юлия Анатольевна. Вести.ру (16 июля 2002). Архивировано 16 июля 2002 года.
  56. Телекомпания НТВ теряет не только сотрудников, но и целые программы. Аналитика (17 июля 2000).
  57. Сегодня телекомпании НТВ исполняется 5 лет. Независимая газета (10 октября 1998).
  58. Разговоры на лестнице. Известия (24 декабря 1999).
  59. Алексей Малинин назначен замминистра связи. Вести.ру (25 мая 2010).
  60. РЕБРОВ Сергей Евгеньевич. Академия российского телевидения.
  61. Серпухин Дмитрий Васильевич. Вести.ру (12 июля 2004).
  62. Lenta.ru: «Медиа-Мост» подает в суд на ФСБ
  63. Lenta.ru: В России: В центральных офисах холдинга «Медиа-Мост» проводятся обыски (недоступная ссылка) (11 мая 2000). Дата обращения 20 июня 2014. Архивировано 27 февраля 2006 года.
  64. «Медиа-Мост»: хроника конфликта. Русская служба Би-би-си (3 апреля 2001).
  65. Lenta.ru: В России: Против «Группы Мост» возбуждено уголовное дело (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2014. Архивировано 27 февраля 2006 года.
  66. Lenta.ru: В России: Общественный совет НТВ будет формировать Горбачев
  67. Lenta.ru: Общественный совет НТВ готовит обращение к президенту России
  68. Совет в «Национале». Коммерсантъ (24 июня 2000).
  69. «Сначала закрыли ТВС, потом пришли за ЮКОСом». Совершенно секретно (1 августа 2003).
  70. Арестован известный бизнесмен, руководитель холдинга `Медиа-мост` Владимир Гусинский — Первый канал
  71. Lenta.ru: Владимир Гусинский посажен в одну камеру с мелкими уголовниками
  72. История русских медиа 1989—2011. Разгром «Медиа-Моста». Апрель 2001
  73. Гусинский: «Я — друг Билла Клинтона». Русская служба Би-би-си (13 декабря 2000).
  74. ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НТВ — Общество — Новая Газета
  75. Гусинский объявлен в розыск. РБК (13 ноября 2000).
  76. Миллиард — залог свободы. Владимиру Гусинскому изменили меру пресечения. Коммерсантъ (23 декабря 2000).
  77. Журнал Теле-Спутник
  78. Журнал Теле-Спутник
  79. Издательский дом «Семь дней» покидает «Медиа-Мост». NEWSru (8 марта 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  80. Налоговая инспекция готова отозвать свои иски к НТВ. NEWSru (26 декабря 2000). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  81. Новости NEWSru.com:: Сколько стоит телевидение?
  82. Умер Андрей Цимайло. Коммерсантъ (24 июля 2002).
  83. Я ЖДУ ОТВЕТА ПРЕЗИДЕНТА ВЛАДИМИРА ПУТИНА. Дата обращения 12 апреля 2001. Архивировано 12 апреля 2001 года.
  84. Аргументы и факты — Купит ли Тернер НТВ — «Аргументы и факты», № 03 (1056) от 17.01.2001
  85. Первый заместитель главы холдинга «Медиа-Мост» Андрей Цимайло не явился на допрос в Генпрокуратуру России из-за болезни. Радио Свобода (16 января 2001).
  86. О «Медиа-Мосте» он знал всё. Известия (24 июля 2002).
  87. «Страна вползает в очередную полосу бурных политических событий». Газета (8 августа 2002).
  88. ПОСАДИЛИ. ТЕПЕРЬ РЕШАЮТ — ЗА ЧТО. Новая газета (30 июля 2001).
  89. Начальник финансового управления холдинга «Медиа-Мост» Антон Титов арестован по подозрению в мошенничестве. Радио Свобода (16 января 2001).
  90. Начальник финансового управления холдинга «Медиа-Мост» Антон Титов арестован пока на 10 суток. Эхо Москвы (16 января 2001).
  91. Главному финансисту "Медиа-Моста" Антону Титову, заключенному в Лефортово, исполнилось 35 лет. NEWSru.com (8 ноября 2001).
  92. Иск о ликвидации ТНТ перенесен на 31 января. NEWSru (10 января 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  93. Рассмотрение исков о ликвидации НТВ+, НТВ и ЗАО «Медиа-Мост» отложено. NEWSru (17 января 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  94. Суд отказал налоговикам в ликвидации НТВ. Delfi (4 апреля 2001).
  95. Леонид Парфёнов. Кризис на НТВ. 2001. Намедни. Наша Эра. Леонид Парфенов.
  96. Не Татьянин день. Коммерсантъ (27 января 2001).
  97. Телезвезды: Светлана Сорокина. Интервью ведущей программ «Вести», «Герой дня», «Глас народа» и «Основной инстинкт». Meduza (18 февраля 2016).
  98. Избавление от иллюзий как рекламный ход. Московские новости (2001).
  99. Путин советует журналистам НТВ судиться дальше
  100. ИСПЫТАНИЕ СРОКОМ. Что сегодня думают о телевидении, власти и обществе журналисты НТВ, ТВ-6, ТВС спустя четыре года после встречи с президентом. Новая газета (24 февраля 2005).
  101. Президент принял журналистов НТВ в библиотеке. NEWSru (29 января 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  102. В ожидании сюрпризов. Аргументы и факты (17 мая 2000).
  103. Шендерович и «дождевики». Игорь Яковенко: Про «Эхо» говорилось много. Есть повод поговорить про «Дождь». Каспаров.ру (2 июля 2016).
  104. Альфред Kох: «Мы поняли, что диалог возможен только с позиции силы». Новое время (22 апреля 2001).
  105. Испанский суд рассмотрит 15 марта дело об экстрадиции Гусинского России. NEWSru.com (15 марта 2001).
  106. Владимир Гусинский освобожден из-под стражи. NEWSru.com (26 марта 2001).
  107. Нас хотят приучить к молчанию. Интеллигенция защищает не только НТВ. Общая газета (29 марта 2001).
  108. 1 2 Письмо видных деятелей науки, культуры и политики в защиту НТВ / newsru.com
  109. Василий Григорьев: «Мы не хотим мочить „Куклы“». Собеседник (22 марта 2001).
  110. Митинг «за НТВ». 2001 год. НТВ (31 марта 2019).
  111. Москва. На Пушкинской площади прошел митинг в защиту НТВ. Regions.ru (31 марта 2001).
  112. ТВ-6 и свобода слова — Апрель 2001 — Митинг на Пушкинской площади (недоступная ссылка). Дата обращения 27 ноября 2011. Архивировано 27 сентября 2011 года.
  113. Телевизионные передачи о митинге в поддержку НТВ в Москве, 31 марта 2001 года. Яблоко (31 марта 2001).
  114. МЕДИАФРЕНИЯ. ЖИВОЕ И МЕРТВОЕ. Ежедневный журнал (4 февраля 2014).
  115. БИТВА ЗА НТВ: СУДЫ ВПЕРЕДИ. Новая газета (23 апреля 2001).
  116. Заявление журналистов НТВ
  117. Эра штрейкбрехеров. Одни встают на баррикады, другие ложатся под власть. Общая газета (5 апреля 2001).
  118. ТВ-6 и свобода слова — Апрель 2001 — «Газпромовское» собрание акционеров НТВ
  119. Людмила Романова, Анна Закатнова, Лидия Андрусенко. НТВ не собирается сдаваться. Независимая газета (5 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  120. В эфире программы «Сегодня» — более 200 журналистов телеканала НТВ. NEWSru.com (3 апреля 2001). — В России. Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 13 марта 2013 года.
  121. Кто и почему разваливает НТВ?. Комсомольская правда (5 апреля 2001).
  122. НТВ: Телевизионное неповиновение. Русская служба Би-би-си (4 апреля 2001).
  123. Останкинские хроники. Московские новости (10 апреля 2001).
  124. Мифы для легковерных. Труд (12 апреля 2001).
  125. Система поиска по Стенограммам Государственной Думы: 04.04.2001 ГД РФ:. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ (недоступная ссылка). Дата обращения 27 ноября 2011. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  126. 1 2 ТВ-6 и свобода слова — Апрель 2001 — Протест
  127. «ЯБЛОКО» организовало круглосуточное дежурство депутатов в помещении НТВ в Останкино. Яблоко (4 апреля 2001).
  128. В Москве прошел круглый стол «Телевидение, которое мы потеряли». Яблоко (15 апреля 2011).
  129. 10 лет разгрома НТВ. Яблоко (15 апреля 2011).
  130. Игорь Яковенко: Почему я против объединения демократов. Яблоко (28 февраля 2016).
  131. КТО В РОССИИ ПРОТИВ ПУТИНА? РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ: ПЕЙЗАЖ НА ФОНЕ ГУМАНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ. Русский вопрос (2016).
  132. ОДНОЙ ЛИ МЫ КРОВИ?. Московские новости (21 мая 2004).
  133. Чем отличается лже-НТВ — Новости Санкт-Петербурга — Фонтанка. Ру
  134. Lenta.ru: Масс-медиа: Журналисты НТВ оскорблены, журналисты ТНТ обеспокоены (недоступная ссылка). Дата обращения 13 февраля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  135. НТВ возобновляет полное вещание. NEWSru (5 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  136. Так победим?. Общая газета (12 апреля 2001).
  137. Первая победа Бориса Йордана: Леонид Парфенов ушел с НТВ «в никуда». Lenta.ru (7 апреля 2001).
  138. Как Леонид Парфенов уходил с НТВ. Коммерсантъ (3 июня 2004).
  139. Парфёнов (не) уходит с НТВ. 2001 год. НТВ (6 апреля 2019).
  140. Текст открытого письма Леонида Парфенова
  141. Парфенов: программа «Намедни» будет про то, меняется ли жизнь, «к лучшему ли, к худшему ли». NEWSru (7 сентября 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  142. Митинг в Петербурге. NEWSru (9 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  143. Новости NEWSru.com:: Программа «Криминал» ушла с канала НТВ (недоступная ссылка). Дата обращения 21 января 2012. Архивировано 10 января 2014 года.
  144. Журналисты программы «Криминал» поддерживают общую позицию коллектива НТВ. NEWSru (5 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  145. Ъ-Власть — НТВ против НТВ
  146. НТВ в газетном жанре открытых писем. Московские новости (2001).
  147. На РЕН ТВ пришли люди с «криминальным» прошлым. Главредом и главой информационной службы РЕН ТВ стали два журналиста-криминальщика. Газета.ру (18 апреля 2011).
  148. Еще трое сотрудников уволились с НТВ. Интересные новости (10 апреля 2001).
  149. НТВ: Хроника пикирующего телеканала. Комсомольская правда (13 апреля 2001).
  150. Ежедневный Журнал: Телевидение, которое мы потеряли
  151. «Спор хозяйствующих субъектов» в апреле 2001 года: как Россия потеряла независимое НТВ. NEWSru (14 апреля 2011). Дата обращения 3 мая 2012. Архивировано 27 мая 2012 года.
  152. Председатель ВГТРК Олег Добродеев: «Киселев вел себя как подлец». Комсомольская правда (19 апреля 2001).
  153. Аргументы и факты — Председатель ВГТРК Олег Добродеев: «НТВ возродится через полгода» — «Аргументы и факты», № 16 (1069) от 18.04.2001
  154. Смотрите, кто ушёл. Коммерсантъ (1 декабря 2009).
  155. Серая власть – серое телевидение. Собеседник (7 октября 2008).
  156. Миткова и Парфенов вернулись на НТВ помогать новому руководству. Lenta.ru (14 апреля 2001).
  157. Журналисты ушли с НТВ. Русская служба Би-би-си (14 апреля 2001).
  158. Interview with new NTV boss Boris Jordan. AP Archive (21 июля 2015).
  159. ГОДАМИ БЕГАЯ ПО КРУГУ, МЫ СКАЧЕМ ЧЕРЕЗ РУБИКОН — Общество — Новая Газета
  160. Москва. Смена руководства на канале НТВ, ряд ведущих журналистов отстранен от эфира. Regions.ru (14 апреля 2001).
  161. Переворот на НТВ свершился: хроника событий утром 14 апреля
  162. Ирина Петровская. Над всей Испанией безоблачное небо. Общая газета (19 апреля 2001).
  163. Омут стал тихим. Появились черти. Новая газета, № 27 (16 апреля 2001). — Общество. Дата обращения 11 марта 2017.
  164. 1 2 Старейший корреспондент НТВ решил остаться в телекомпании. NEWSru.com (14 апреля 2001).
  165. Ъ-Газета — Власть меняется: хроника не по дням, а по часам
  166. Владимир КУЛИСТИКОВ: «КРЕМЛЬ К НАМ РАВНОДУШЕН». Литературная газета (27 июня 2001). Архивировано 31 марта 2002 года.
  167. АЛЧНОСТЬ КОХА // Новая газета. — 2001. — 10 сентября (№ 65).
  168. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ лишилось ведущих журналистов, технических служб и сериалов (недоступная ссылка). Дата обращения 7 мая 2012. Архивировано 22 октября 2013 года.
  169. 4-й канал покинули около 350 сотрудников «прежнего» НТВ. NEWSru.com (14 апреля 2001).
  170. «Куклы» остаются на НТВ, а спортивная редакция уходит. NEWSru (15 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  171. В тесноте, в обиде, но в порядке // Новая газета. — 2001. — 19 апреля (№ 28).
  172. Перевод стрелок. Телевидение — тот же «Кристалл». И совсем не магический. Новое время (22 апреля 2001).
  173. 1 2 ОРИГИНАЛ И ДУБЛИ. Труд (4 мая 2001).
  174. ТВ-6 в ожидании переселенцев. Утро.ру (17 апреля 2001).
  175. «НТВ+» будет сотрудничать с «ТВ-6». Sports.ru (19 мая 2001).
  176. «ТРЕТИЙ ТАЙМ» МЫ УЖЕ ОТЫГРАЛИ. Новая газета (23 апреля 2001).
  177. Александр Олейников: я найду Йордана и на краю света. Собеседник (10 января 2002).
  178. НТВ помолодело лицом. Комсомольская правда (6 июля 2001). Дата обращения 30 июля 2018. Архивировано 8 июня 2013 года.
  179. ПОЛИТ.РУ: Кадровая ситуация на НТВ на 16.00 субботы
  180. Олег Богданов. ТВС (6 ноября 2002).
  181. Дибров ушел на ОРТ делать телеигру и ночной эфир. NEWSru (24 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  182. "Московия" вещает из подполья. Игнорируя решения судов. Коммерсантъ (7 мая 2001).
  183. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Великое переселение ТВ-народов. Антенна-Телесемь (25 мая 2001).
  184. Я БОЛЕЛЬЩИК. Земной шар крутится вокруг футбольного мяча. Общая газета (5 июля 2001).
  185. Павел Лобков и Лев Новоженов возвращаются на НТВ. NEWSru.com (3 мая 2001).
  186. 1 2 Кара-Мурза проник в «Останкино» через черный ход в черных очках. Комсомольская правда (17 апреля 2001). Архивировано 10 сентября 2015 года.
  187. Фоменко уходит с НТВ и едет работать в Германию. Ural.ru (2 июля 2001).
  188. БЕДА ВЫЗЫВАЕТ РОСТ ДОВЕРИЯ. И никто, как ни странно, не пьет. Их первый день на ТНТ. Новая газета (16 апреля 2001).
  189. Елена Ханга возвращается на телеэкраны. NEWSru.com (29 ноября 2001).
  190. Аркадий Бабченко. Геннадий Гудков. BestToday (13 мая 2012).
  191. Гейман-Борисов Максим Борисович. Работа25 (2 октября 2013).
  192. БОРИСЫ СВОЁ СЛОВО СКАЗАЛИ. Гендиректор НТВ Борис Йордан и крупнейший акционер ТВ-6 Борис Березовский о будущем своих телеканалов: оба гарантируют журналистам независимость, но журналисты пока молчат. Новая газета (28 мая 2001).
  193. Ксения Туркова. Про НТВ и мое 14 апреля. LiveJournal (14 апреля 2011).
  194. Юлия Юсупова: бывшая тележурналистка о своей новой жизни в мире соблюдения Торы. Stmegi.com (29 июля 2018).
  195. Великое переселение. От НТВ осталась одна оболочка, от ТВ 6 может остаться одно название. Общая газета (19 апреля 2001).
  196. Тимур Кибиров. KM.ru (9 сентября 2001).
  197. Архангельский А. Н. Десять лет спустя. // Известия, 6.10.2003.
  198. Допускать к телевидению Бориса Березовского, который владеет лицензией ТВ-6, никто не собирается. Газета (22 апреля 2003).
  199. Призыв 2001/Контракт 2010. НТВ (25 ноября 2001).
  200. Нефть — всему голова. Мегион. НТВ (16 декабря 2001).
  201. Андрей Безденежных. «СИМБИРСКИЙ КОНТЕКСТ. Послесловие». КНИГА 3. ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ ПРУНОВ.
  202. Журналисты в Чечне: полный сюрреализм. Вестник Online (28 сентября 2001).
  203. Журналисты ТВ-6 попали в ДТП возле таджикско-афганской границы. NEWSru.com (13 июля 2001).
  204. «Сегодня»: с рассвета до полуночи. Антенна-Телесемь (8 июля 2001).
  205. Петр Марченко: «Время покажет, кто прав». Российская газета (май 2001).
  206. Под руководством Митковой избран новый редакционный совет НТВ. Lenta.ru (17 апреля 2001).
  207. Главный режиссёр программы «Итоги» вернулся на НТВ (недоступная ссылка). Lenta.ru (17 апреля 2001). Архивировано 29 ноября 2014 года.
  208. «Яблока» раздоры. Явлинский в октябре. НТВ (21 октября 2001).
  209. Боевое братство кинооператоров. Film.ru (9 июня 2001).
  210. До конца 2001 года "Куклы" будут выходить на канале НТВ. NEWSru.com (16 апреля 2001).
  211. Ликвидация ЗАО "Медиа-Мост". Радио Свобода (29 мая 2001).
  212. «НТВ-Плюс», ТНТ и «Семь дней» перешли в собственность «Газпрома»
  213. Серийный олигарх. Как Владимир Гусинский помирился с Владимиром Путиным
  214. Стратегическая сделка
  215. Первая кровь. Московские новости (17 апреля 2001).
  216. «13 лет по земле ходила сухая шкурка журнала „Итоги“ и изображала жизнь». Сергей Пархоменко о закрытии издания. Коммерсантъ FM (25 февраля 2014).
  217. «Разгром-Медиа»: постскриптум к одному юбилею. Colta.ru (18 апреля 2011).
  218. Newsweek приостановил сотрудничество с российским журналом «Итоги». NEWSru (18 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  219. Вышел пилотный номер «Еженедельного журнала», который делает команда первых «Итогов». NEWSru (16 ноября 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  220. «Еженедельный Журнал». «Итоги», надежды, перспективы. Русский журнал (15 января 2002).
  221. КОМУ ПОЙДЕТ В ПЛЮС "НТВ-ПЛЮС"? Гендиректор компании Евгений ЯКОВИЧ - в беседе с корреспондентом "МН" Юрием ВАСИЛЬЕВЫМ. Московские новости (2002).
  222. Ъ-Газета — «Спорт-FM» отключен за неспортивное поведение
  223. «Спорт-FM». Дальше тишина — Газета — Советский спорт (недоступная ссылка)
  224. Гендиректор НТВ-плюс рассказал о причинах своей отставки. NEWSru (7 сентября 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  225. В ближайшее время НТВ-плюс может тихо умереть. NEWSru (8 сентября 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  226. Телега без лошади. Московский комсомолец (6 января 2002).
  227. На НТВ готовится перегруппировка руководящего состава. NEWSru (18 марта 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  228. НТВ и NTV.ru — две большие разницы
  229. Вечное НТВ. Как новый инвестор планирует развивать бывший телеканал Владимира Гусинского RTVi. Репортаж Ильи Жегулева. Meduza (2 ноября 2016).
  230. Нетоскоп / Тема / NTV.ru оставило Останкино
  231. ЯНКИ ПРИ ДВОРЕ NTV. Борис Йордан и Владимир Гусинский ведут довольно странную схватку на медиарынке. Не российском - американском (недоступная ссылка). Московские новости (2002). Архивировано 27 февраля 2005 года.
  232. Телекомпания НТВ открывает собственный Интернет-сайт. РИА Новости (7 марта 2002).
  233. NTV.RU — СНОВА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ТЕЛЕКОМПАНИИ НТВ. НТВ (13 ноября 2002).
  234. Венедиктов и радио «Арсенал» получили новую частоту. NEWSru (27 февраля 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  235. Россия будет добиваться выдачи предпринимателя Владимира Гусинского. Радио Свобода (30 августа 2003).
  236. ПЛЯСКИ НА ГРАБЛЯХ. Московские новости (2003).
  237. 1 2 Противостояние Владимира Гусинского с государством. Коммерсантъ (9 октября 2009).
  238. «Можно любить, можно ненавидеть, но смеяться над царем — неслыханно»: The Bell публикует не выходившее раньше интервью Игоря Малашенко. The Bell (27 февраля 2019).
  239. Суд скрыл приговор. Антон Титов признан мошенником втихую. Коммерсантъ (25 декабря 2002). Дата обращения 30 июля 2018.
  240. Бывший финдиректор "Медиа-Моста" освобожден в зале суда. РБК (24 декабря 2002). Дата обращения 30 июля 2018.
  241. СПРОСИТЕ ШЕНДЕРОВИЧА. «Я не говорю о предательстве. Я просто считаю их выбор ошибочным». Новая газета (23 апреля 2001).
  242. Средства массовой информации. Коммерсантъ-Власть (9 августа 2004).
  243. «Россия» ушла из большого спорта — публикации Медиа Атлас
  244. Ъ-Газета — «В кремлёвский обиход должно войти буквосочетание ТВ-6»
  245. Lenta.ru: Березовский нашел у Путина две ошибки
  246. Евгений Киселев сел на шестую кнопку. Коммерсантъ (24 апреля 2001).
  247. «Итоги» будут меняться. Первое интервью после назначения на пост генерального директора ТВ 6 Евгений Киселев дал «ОГ». Общая газета (17 мая 2001).
  248. Бывшие новостники с ТВ-6 ушли работать на НТВ. NEWSru.com (23 апреля 2001).
  249. Ъ-Новости — НТВ готово трудоустроить сотрудников ТВ-6
  250. Киселев додавил Пономаревых. Независимая газета (20 апреля 2001).
  251. ТВ 6. Григорий КРИЧЕВСКИЙ. Огонёк (27 января 2002).
  252. Журналисты ТВ-6 идут работать на НТВ. РБК (19 апреля 2001).
  253. Вокруг НТВ - "Про зрителя на время забыли...". Радио Свобода (19 апреля 2001).
  254. Не ТВ. Еще не телевидение, уже не телевидение - в таком положении на сегодняшний день оказались старая и новая команды НТВ после пасхального раскола. Московские новости (30 апреля 2001).
  255. Звезды НТВ вернутся в родные пенаты?. Комсомольская правда (20 апреля 2001).
  256. Новости журналистов НТВ выходят вечером на ТВ-6 и ТНТ. NEWSru.com (17 апреля 2001).
  257. "Итоги" Евгения Киселева впервые вышли на ТВ-6. NEWSru.com (22 апреля 2001).
  258. ХРЮН БЕЗ ЛЬВА И ЛЕВ БЕЗ ХРЮНА… Новая газета (21.05.2001)
  259. Куда они все спешат?. Московские новости (2001).
  260. СЕМЬ ДНЕЙ ПО ДИАГОНАЛИ. Люди, которые смеются последними. Независимая газета (2 июня 2001).
  261. Миткова переходит на ТВ-6. KM.ru (26 апреля 2001).
  262. "Сезон будет сложный". Независимая газета (15 сентября 2001).
  263. Мятежники на распутье. Московский комсомолец (17 апреля 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  264. Часть акционеров ТВ-6 выступает против новых назначений на телеканале. NEWSru (14 мая 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  265. Киселев за $35000. Вечерняя Москва (16 мая 2001).
  266. ТВ-6 интернет
  267. ТВ-6. ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ КАДРЫ. Труд (15 мая 2001).
  268. Ъ-Газета — «Культуру» — в холдинг
  269. МЫ В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ. Общая газета (7 июня 2001).
  270. Выходцы с ТВ-6 создают новый медиа-холдинг. Газета.ру (5 июня 2001).
  271. Список Евгения Киселева, или Мы знаем, что Вы сделаете этим летом. Вечерняя Москва (21 июня 2001).
  272. «Я сама» уходит с ТВ-6? На канале закрываются 17 программ: слишком уж они развлекательные и несерьезные. Комсомольская правда (22 июня 2001).
  273. ТВ-лето: время повтора. Аргументы и факты (4 июля 2001). Архивировано 7 июля 2013 года.
  274. ТВ-6: новая концепция — новая метла. Антенна-Телесемь (22 июня 2001).
  275. ТВ-6: быть или не быть? Евгений Киселев склоняется к тому, чтобы сохранить название телеканала и многие старые программы. Антенна-Телесемь (17 июня 2001).
  276. Александр Левин: мы просто убрали хлам с ТВ-6. NEWSru.com (6 сентября 2001).
  277. Осеннее обострение. МК-Бульвар (1 октября 2001).
  278. Андрей Ванденко. Не отрекаются, любя. Собеседник (28 декабря 2001).
  279. ТВ6 расстается с прошлым. Наша газета (27 июня 2001). Архивировано 7 декабря 2015 года.
  280. Новый телевизионный сезон (ПО ТЕЛЕФОНУ). Эхо Москвы (26 августа 2001).
  281. ВКЛ. И ВЫКЛ. - Общество - Новая Газета. Дата обращения 28 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  282. Дочерняя структура "ЛУКОЙЛа" добилась ликвидации владельца ТВ-6. Lenta.ru (27 сентября 2001).
  283. Кому принадлежит Россия. Телевидение. НТВ (16 декабря 2001).
  284. ТСН подала иск к ТВ-6 на 5 млн. долларов. NEWSru (17 октября 2001).
  285. Многоканальные Новости — Издания Мк
  286. ТВ-6 приостанавливает съёмки ряда программ. NEWSru (20 декабря 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  287. Минпечати закрывает «Итого», «Забытый полк» и «Интересное кино» на ТВ-6. NEWSru (7 ноября 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  288. На смену «За стеклом» могут прийти «Новости Содружества» // KP.RU
  289. Борис Ельцин: нельзя допустить развала ТВ-6. NEWSru.com (30 декабря 2001).
  290. 1 2 3 Руководители российских телекомпаний о ликвидации ТВ-6. Независимая газета (15 января 2002).
  291. Телевизионные войны в России: деньги, «заказы», власть над правом. День (6 февраля 2002).
  292. Прямая речь. Вчера в полночь было прекращено вещание ТВ-6 на всей территории России. Коммерсантъ (23 января 2002).
  293. Немцов: прекращение вещания ТВ-6 – продолжение беззакония. Коммерсантъ (22 января 2002).
  294. Возможное перераспределение полномочий между верхней и нижней палатами парламента; ситуация вокруг телекомпании ТВ-6; важнейшие законопр. Эхо Москвы (24 января 2002).
  295. "ТВ-6" - говорят Борис Березовский, Борис Немцов, адвокаты и журналисты. Радио Свобода (11 января 2002).
  296. В США обеспокоены судьбой ТВ-6. NEWSru.com (28 декабря 2001).
  297. РОССИЯ - МЕДИАИМПЕРИЯ ЗЛА?. Московские новости (2002).
  298. Валерия Новодворская вступилась за Григория Пасько и журналистов ТВ-6. NEWSru.com (26 января 2002).
  299. Владимир Познер о ситуации вокруг "ТВ-6". Радио Свобода (22 января 2002).
  300. 1 2 Владимир Кара-Мурза: "Мы переживем временный разгром независимой прессы". Известия (23 января 2002).
  301. "Боже, верни нам ТВ-6!". Прошли митинги в защиту опальной телекомпании. Коммерсантъ (23 января 2002).
  302. Журналисты ТВ-6 учредили ООО "ТВ-6". Коммерсантъ (16 января 2002).
  303. В ООО "ТВ-6" ВОШЛИ КАК ЧЛЕНЫ «КОМАНДЫ КИСЕЛЕВА», ТАК И ЧЛЕНЫ «СТАРОГО» ТВ-6. НО 63% РОССИЯН ЭТО АБСОЛЮТНО БЕЗРАЗЛИЧНО. Правда.ру (24 января 2002).
  304. Годовое собрание ООО "ТВ-6" провалено. Лениздат (1 апреля 2003).
  305. Алексей БУРКОВ: «Давать рекламу на ТВ-6 мы не имеем права» — Известия
  306. Новости NEWSru.com:: Прекращено вещание телеканала ТВ-6
  307. Последний бифштекс готов... “Застекольщики” еще не знают о закрытии канала. Московский комсомолец (23 января 2002).
  308. На безымянной частоте — Известия
  309. Программа передач ТВ-6 МОСКВА. ТВ-6 (21 января 2002). — «ТВ-6 1:25 Окончание трансляции».
  310. Журналистов ТВ-6 заставили замолчать. Что ждет "Коммерсантъ" и "Эхо Москвы"? ТВ-6 больше не вещает. Но Интернет еще жив. Lenta.ru (22 января 2002).
  311. 1 2 3 Программы телекомпании ТВ-6 больше не выходят в эфир. ОРТ (22 января 2002).
  312. Кто отключил ТВ 6? — Газета — Советский спорт (недоступная ссылка). Дата обращения 8 сентября 2012. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  313. На канале ТВ-6 вместо Чечни √ теннис | ИноСМИ — Все, что достойно перевода
  314. Нам пишут — Газета — Советский спорт
  315. Что стало с ТВ-6? — Оно утонуло! // KP.RU
  316. НТВ-Спорт вещает на халяву. Аргументы и факты (30 января 2002).
  317. Палата мер, весов и доз. Потеряв кресло гендиректора "9 канала", депутат ОЗС Павел Сырцев предлагает переформатировать всё, но постепенно. Вятская особая газета (18 декабря 2008).
  318. ТВ-6 ВЛАДИМИР ОСТАЕТСЯ ВЕРНЫМ ТВ-6. ТВ-6 Владимир (25 января 2002).
  319. Черный экран на шестой кнопке. Экспресс-анализ реакции из регионов. Среда (1 февраля 2002).
  320. Москва: аудитория телевидения (январь). Журнал 'Практический маркетинг' № 2 2002
  321. После закрытия ТВ-6 аудитория канала в первый же день сократилась по Москве на 10 %. NEWSru (29 января 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  322. Москва: аудитория телевидения (февраль). Журнал 'Практический маркетинг' № 3 2002 — Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы, журналы и книги, биз …
  323. Reality-шоу вместо реальности (недоступная ссылка). Компания (30 июня 2003). Дата обращения 2 февраля 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  324. Перекуем рейтинги в деньги. Радио Свобода (10 марта 2006).
  325. Было дело. Как показывали Солт-Лейк-Сити-2002. Sports.ru (28 октября 2013).
  326. Общее собрание коллектива ТВ-6 пройдет в 12:00 в Останкино. NEWSru.com (22 января 2002).
  327. Евгений Киселев получил непристойные предложения. ТВ-6 намерена завалить суды исками. Коммерсантъ (23 января 2002).
  328. Евгений Киселев не верит, что коллектив ТВ-6 получит лицензию на вещание, даже если будет допущен к конкурсу. Полит.ру (22 января 2002).
  329. ТЕЛЕВИЗИОННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТРИГИ. Лебедь (27 января 2002).
  330. НТВ присыпали, ТВ-6 закопали. Независимая газета (23 января 2002).
  331. «Эхо Москвы» предоставляет свой эфир новостям ТВ-6. NEWSru (22 января 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  332. Владимир Кара-Мурза-ст.: Венедиктов мужественно держит удар помощницы. Собеседник (18 декабря 2015).
  333. Шоу «За стеклом-2» вернут зрителям каналы ТНТ и НТВ-Плюс. NEWSru (28 января 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  334. Немцова отстранили от переговоров по ТВ-6 за излишнюю болтливость. NEWSru (14 февраля 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  335. На REN TV возвращается телеведущий Иван Усачев. Премьера программы Очевидец 9 марта. Ovideo.Ru.
  336. Опрашивал Александр Беляев. Клонируем семейный смех. Независимая газета (25 января 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  337. КАК ИЗ ПЛЮСА СДЕЛАТЬ МИНУС. Московский комсомолец (31 мая 2002).
  338. РЕЙТИНГ ТЕЛЕПРЕССЫ. ЯНВАРЬ 2002. Дата обращения 31 марта 2013. Архивировано 6 апреля 2013 года.
  339. Спортивный канал вместо ТВ-6. Агония ТВ-6. Хроника событий. Вести недели (27 января 2002).
  340. Депутаты попросят Путина оставить телеканал ТВ-6 спортивным. NEWSru (12 февраля 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  341. НТВ-Спорт на шестой кнопке будет вещать до осени. NEWSru (26 марта 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  342. Газета. Ru — Лето начнется без ТВ-6
  343. Олимпийский комитет России создаст свою телекомпанию к марту. NEWSru (4 февраля 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  344. № 4 (294) / Без денег к конкурсу не допустят
  345. Телеканал ТНТ подал заявку на участие в конкурсе на частоту шестого телеканала. NEWSru.com (6 марта 2002).
  346. Lenta.ru: Масс-медиа: На шестую кнопку претендует спортивный канал 7 ТВ
  347. Новости. Хроника. СЭ: За «шестую кнопку» будут биться два спортивных канала. Спорт-Экспресс. Новости спорта: футбол, хоккей, теннис, баскетбол, биатлон — все виды спорта на о …
  348. СТС и «Вид» не будут бороться за вещание на ТВ-6. NEWSru (28 января 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  349. REN-TV не будет участвовать в конкурсе на «шестую кнопку». NEWSru (31 января 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  350. «Медиа-социум» получил лицензию на вещание на шестом канале. NEWSru (23 мая 2002). Дата обращения 15 августа 2010. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  351. И ПОРАЖЕНЬЕ ОТ ПОБЕДЫ…. Новая газета (1 апреля 2002).
  352. 1 2 «Спорт» выбросят за борт?. Комсомольская правда (4 августа 2004).
  353. Российский телеканал ТВС может быть отключен от вещания. Радио Свобода (29 апреля 2003).
  354. ТВС может уйти из эфира насовсем. Минпечати готово приостановить лицензию на вещание. Коммерсантъ (16 июня 2003).
  355. ТВ-6 ушло с "Эха Москвы". Кроме Норкина. Lenta.ru (30 марта 2002).
  356. Андрей Норкин: "Я ощутил на себе, что такое быть главным редактором". Независимая газета (7 июня 2002).
  357. Виталий Бузуев, телеведущий. РЕН ТВ (14 октября 2007).
  358. Приключения Хрюши в России. Еженедельный журнал (21 февраля 2002).
  359. Пестрая лента ТВС. Утро.ру (17 июня 2002).
  360. ТВ-6: дележ имущества и витязей. Антенна-Телесемь (24 февраля 2002).
  361. Юлия Бордовских возвращается на НТВ. КМ.ru (3 июня 2002).
  362. 1 2 ТВ-6 откроет не Киселёв, а старик Хоттабыч. Комсомольская правда (31 мая 2002).
  363. ПАН СПОРТСМЕН Кирилл Кикнадзе: "В спорте, как и в жизни, все зависит от самого себя" (недоступная ссылка). МК-Бульвар (22 июля 2002). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 12 февраля 2018 года.
  364. Евгений Киселев: я привык к любым гадостям. Коммерсантъ-Власть (4 июня 2002).
  365. Тысяча сотрудников ТВ-6 переходит в "команду Киселева", Lenta.ru (12 апреля 2002).
  366. «Медиа-социум» получил лицензию на вещание на шестом канале. NEWSru (23 мая 2002). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  367. «Шестой канал» и «Медиа-Социум» подписали контракт на пять лет (недоступная ссылка). Lenta.ru (24 мая 2002). Дата обращения 15 августа 2010. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  368. Смирнов, Сергей Сергеевич. ТВС: история одного коллапса. Медиа альманах, издательство НП "Партнерство фак. журналистики" (апрель 2007).
  369. Химкинский городской суд признал незаконными действия МНВК по прекращению вещания ТВ-6 — Первый канал
  370. Забег по кнопкам // Новая газета. — 2003. — 19 июня (№ 43).
  371. Алексей БУРКОВ, директор спортивных каналов НТВ+: «Ну нет у нас других футболистов». Известия (14 июня 2002).
  372. УДОБРЕНИЕ ДЛЯ ЦВЕТОВ ЖИЗНИ — Общество — Новая Газета
  373. Реинкарнация — Известия
  374. Газета. Ru — «Медиа-Социум» завещал
  375. Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить. Независимая газета (14 июня 2002).
  376. ТВС: РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. Труд (6 июня 2002).
  377. Ъ-Газета — На ТВС приходит четвёртая власть
  378. МНОГИЕ ПРОГРАММЫ, НА КОТОРЫЕ ДЕЛАЛАСЬ СТАВКА, НЕ ДОТЯНУЛИ ДО КОНЦА СЕЗОНА — Общество — Новая Газета
  379. Теперь ты дембель — Известия
  380. Настоящая война — Известия
  381. ТВ-6 получил шанс вернуться на шестой канал. NEWSru.com (22 июля 2002).
  382. ДО СТРАСБУРГА? Борьба за право вещать на "шестой" кнопке в российском телеэфире продолжается. Московские новости (2003).
  383. Еще немного о шестой кнопке. СМИ.ру (8 июля 2003).
  384. Киселев подведет последние "Итоги". Газета (20 июня 2003).
  385. Киселев освобожден от должности гендиректора МНВК. Vesti.ru (5 июня 2002).
  386. МНВК оспаривает права канала "ТВС" на частоту. Радио Свобода (5 июня 2002).
  387. 1 2 С чего начался конец ТВС. Коммерсантъ (23 июня 2003).
  388. «Звёздам» ТВС урезали зарплату
  389. Телеакадемик С. Подгорбунский: "ТВ перестают смотреть, когда оно лжет". Почему Общественное телевидение не появится по приказу президента. Свободная пресса (19 марта 2012).
  390. Текст от 7 июня 2016 года
  391. 1 2 Sale. Или великая теледепрессия. Dotsmedia (14 августа 2003). Дата обращения 23 июля 2018. Архивировано 22 ноября 2003 года.
  392. Владимир Кара-Мурза-ст.: Сегодняшнее ТВ — халтура, поставленная на поток. Собеседник (10 октября 2018).
  393. Тушите свет — Известия
  394. Как заявил в интервью АРИНЕ Ъ-БОРОДИНОЙ первый заместитель гендиректора ТВС ГРИГОРИЙ КРИЧЕВСКИЙ, он не понимает, в чем суть предъявленных ему претензий. Коммерсантъ (18 марта 2003).
  395. ТВС потряхивает изнутри. Собеседник (2 апреля 2003). Архивировано 19 апреля 2003 года.
  396. ПРОБЛЕМНОЕ ТВ. Новый конфликт на ТВС. На этот раз — редакционный. Новая газета (20 марта 2003).
  397. Владимир Кара-Мурза: "Уйду с ТВС последним". Собеседник (28 мая 2003). Архивировано 8 июня 2003 года.
  398. «Публичным людям» не хватило денег // KP.RU
  399. Арина Бородина. На ТВС приходит четвертая власть. Новым гендиректором телеканала станет Александр Любимов. Коммерсантъ (10 апреля 2003).
  400. Анна Скорнякова. Сергей Васильев: "ТВС не играет значительной роли на медийном рынке". Независимая газета (29 апреля 2003).
  401. Новая эволюция на ТВС. С приходом Александра Любимова лицо канала полностью изменится. Время новостей (8 мая 2003).
  402. ИЗ ЭФИРА ТВС ИСЧЕЗНУТ МНОГИЕ ПРОГРАММЫ. Новая газета (28 апреля 2003).
  403. Наталия Ростова. Акционерам ТВС пока не до Любимова. Газета.ру (8 мая 2003).
  404. Шестой канал станет филиалом Первого. Независимая газета (14 апреля 2003).
  405. ОЛИГАРХИ В ОТКЛЮЧКЕ — Общество — Новая Газета
  406. КАНАЛ-НЕВИДИМКА — Общество — Новая Газета
  407. После отключения ТВС его частота останется не занятой. NEWSru (4 июня 2003). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  408. ИНТЕРВЬЮ. Программа «Московский дворик». Эхо Москвы (24 мая 2003).
  409. "Уголовщина" "Мостелекома". Газета.ру (3 июня 2003).
  410. Михаил Лесин предложил олигархам принять волевое решение о судьбе канала ТВС. Коммерсантъ (5 июня 2003).
  411. Ситуация вокруг частичного отключения в Москве телеканала "ТВС". Радио Свобода (5 июня 2003).
  412. 25 лет НТВ. 16 июня. НТВ (16 июня 2018).
  413. Судьба ТВС: превращение в "Дерипаска-ТВ". Ural.ru (9 июня 2003).
  414. Олег Дерипаска становится единоличным хозяином ТВС. lenta.ru. Дата обращения 4 апреля 2019.
  415. ТВС прекратит вещание после 23 июня //NEWSru.com
  416. Финиш марафона — Известия
  417. Новости. Остальные. СЭ: Канала «Спорт» на шестой кнопке пока не будет. Спорт-Экспресс. Новости спорта: футбол, хоккей, теннис, баскетбол, биатлон — все виды спорта на одном сайте
  418. Николай Зятьков: «Спорт проиграл» | Общество — Аргументы и Факты
  419. Ежедневный Журнал: Пять лет назад там было НТВ
  420. Минпечати с 0:00 22 июня отключило ТВС. NEWSru (22 июня 2003). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  421. Ъ-Газета — Государство опять включило выключатель
  422. CNews: ТВС отлучили от российского эфира
  423. На шестой кнопке вместо «Итогов» - безудержная гребля... В субботу после тяжелого продолжительного финансового кризиса скончался канал ТВС. Комсомольская правда (23 июня 2003).
  424. Газета.Ru - Минпечати прекратило вещание ТВС. Дата обращения 4 марта 2013.
  425. Минпечати заменило ТВС на «Спорт» «в интересах зрителей». NEWSru (22 июня 2003). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  426. Lenta.ru: Масс-медиа: Телеканал ТВС убрали из эфира
  427. Здоровый теледух — Известия
  428. Лесин занялся спортом. Дата обращения 4 марта 2013.
  429. Тема дня — Справка — Один год ТВС: очень краткая история
  430. Телеканал «Спорт» может исчезнуть с «шестой кнопки». NEWSru.com (26 марта 2004). Дата обращения 4 сентября 2010. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  431. «Спорт» на «шестой кнопке» — до января 2004 года Архивная копия от 25 декабря 2013 на Wayback Machine Советский спорт, 23 июня 2003
  432. Телеканал «Спорт» уйдут с 6-й кнопки? Советский спорт, 26 марта 2004
  433. «Спорт» вещает без помех Советский спорт, 26 ноября 2003
  434. ТВС начал возвращать МНВК её оборудование (недоступная ссылка). Дата обращения 24 сентября 2012. Архивировано 8 мая 2005 года.
  435. Усмирение СМИ. Совершенно секретно (1 августа 2003).
  436. В МНВК введена процедура банкротства. Коммерсантъ (28 мая 2004).
  437. Дальше — тишина. Известия (27 июня 2003).
  438. 25 лет НТВ. 22 июня. НТВ (22 июня 2018).
  439. Гвоздь программы. Коммерсантъ (23 июня 2003).
  440. Принцип ТВС. Итоги (1 июля 2003).
  441. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛЯНА ПУСТЕЕТ. СРЕДИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СОБЫТИЙ УХОДЯЩЕГО ГОДА БОЛЬШЕ ВСЕГО ШУМА И СПОРОВ ВЫЗВАЛО ЗАКРЫТИЕ КАНАЛА ТВС. О ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ РАССУЖДАЮТ НАШИ ЭКСПЕРТЫ. Московские новости (2003).
  442. Конкурс на частоту ТВ-6 признан незаконным
  443. Закрытое акционерное общество "Московская Независимая Вещательная Корпорация". Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (22 декабря 1999).
  444. Организация ФЛ ЗАО "МОСКОВСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ". — «Ликвидировано по решению суда с 10 апреля 2006 года».
  445. С вещанием на выход. Как телеканал "Спорт" пустят по всей России. Коммерсантъ (2 июня 2006).
  446. Ъ-Газета - Мастера кнопки. Дата обращения 5 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  447. Газета. Ru — К вопросу о реинкарнации ТВ-6
  448. ТВС не доживет до понедельника. Газета.ру (3 июня 2003).
  449. Арина Бородина. Телеканал «Спорт» сыграет на легальном поле. Коммерсантъ № 115 (3691) (4 июля 2007). Дата обращения 13 августа 2010. Архивировано 5 июня 2012 года.
  450. Светлана Сорокина может покинуть Первый канал. Время новостей (21 августа 2003).
  451. Великая Страна Не Может Терпеть Серость Власти. Новая газета (14 августа 2003).
  452. Летняя телевизионная гостиная. Марианна Максимовская и Евгений Ревенко. Радио Свобода (12 августа 2003).
  453. Die Presse: в России осталось место только для карликовой журналистики. NEWSru (26 апреля 2005). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  454. Ночной эфир: наши сети притащили мертвеца. Новая газета (23 июня 2003). Архивировано 8 июня 2013 года.
  455. Ашот Насибов: "Главное в новостях — сами новости". Телеспорт (24 июля 2003).
  456. 9 сотрудников ТВС работают в рядах "Эха Москвы". Главный редактор бывшего телеканала пока не у дел. Санкт-Петербург (1 августа 2003).
  457. Плохие новости. Газета.ру (2 мая 2006).
  458. ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ НА ВЧЕРА. ГОД БЕЗ ТВС. Новая газета (24 июня 2004).
  459. Пейзаж после отключения — Известия
  460. Большинство ведущих журналистов ТВС нашло работу на других телеканалах. Executive (24 июня 2003).
  461. «Лишний вклад» в российское телевидение. НТВ прощается со своими зрителями (недоступная ссылка). Пресс-Атташе (5 марта 2004). Дата обращения 27 ноября 2016. Архивировано 7 ноября 2004 года.
  462. Письмо Сталину. Газета.ру (11 апреля 2006).
  463. ГОСУДАРСТВО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Московские новости (16 апреля 2004).
  464. Подводя «Итоги»: Евгений Киселёв о 15-летии НТВ. Новое время, № 41 (13 октября 2008).
  465. Владимир Кара-Мурза: В пулях школьника Гордеева есть несколько от ТВ, провоцирующего самые низменные потребности аудитории. Собеседник (8 февраля 2014).
  466. Евгений КИСЕЛЕВ: СЧАСТЬЕ — РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ. Новая газета (10 июля 2003).
  467. Страус-ТВ. Газета.ру (27 марта 2007).
  468. Евгений Киселев: «Я трудовой мигрант». Институт современной России (20 ноября 2014).
  469. Евгений Киселев: "Его преемник — не Медведев или Иванов, а Шойгу". Собеседник (20 июля 2016).
  470. ЗАХВАТ НТВ-2. Московский комсомолец (18 января 2003).
  471. Павел Лобков: не подниму тост ни за здравие, ни за упокой НТВ. РИА Новости (10 октября 2013).
  472. Трёхдневный спецвыпуск. Коммерсантъ-Власть (4 ноября 2002).
  473. Рейтинг на крови. НТВ не знает пощады. О чем поведали «Новые русские сенсации». Новая газета (1 марта 2019).
  474. Йордан не согласился с обвинениями Путина в адрес НТВ о трансляции штурма ДК на Дубровке. NEWSru (27 ноября 2002).
  475. Итоги — 19.01. ТВС (19 января 2003).
  476. Борис Йордан уходит с поста директора НТВ. Радио Свобода (22 января 2003).
  477. КОМАНДА НТВ ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ НОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ В РУКОВОДСТВO ТЕЛЕКАНАЛА. Новая газета (3 февраля 2003).
  478. На НТВ сняли с эфира материал о Путине. NEWSru.com (17 ноября 2003). Дата обращения 26 февраля 2019.
  479. Программа, которую мы потеряли. Пресс-атташе (16 февраля 2005). Архивировано 22 сентября 2005 года.
  480. Сергей КАНЕВ: ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТА СТАЛА РАБСКОЙ. Новая газета (24 февраля 2005).
  481. Место Парфенова. Вместо Парфенова. Известия (5 июня 2004).
  482. Российские политические ток-шоу транслируются в записи (недоступная ссылка). Fedpost.ru (8 сентября 2003). Дата обращения 30 августа 2018. Архивировано 10 декабря 2014 года.
  483. Новый продукт на рынке: ТВ-консервы. Независимая газета (12 сентября 2003).
  484. Свобода слова в кавычках и без. Независимая газета (21 ноября 2003).
  485. Это страшное слово Чечня. Кавказский узел (9 июня 2004).
  486. Ушли намедни. Новые известия (3 июня 2004).
  487. Леонида Парфенова уволили с НТВ. Программа и сайт "Намедни" закрыты, помещения опечатаны. NEWSru.com (1 июня 2004). Дата обращения 26 февраля 2019.
  488. Гендиректор СТС зовет на канал Леонида Парфенова. NEWSru (3 августа 2004). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  489. Парфенов может возглавить канал «Культура», но на канале об этом пока не знают. NEWSru (15 июня 2004). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  490. 2004. Парфенов и Познер обсуждают уход Парфенова с НТВ — YouTube (видео сюжета)
  491. Времена — Первый канал
  492. Два медведя в одной берлоге. Уживутся ли?. Известия (23 мая 2003).
  493. Леонид Парфенов: "Я проработал в корпорации со дня основания, и последнее, что услышал в её стенах в свой адрес, был мат". Известия (7 июня 2004).
  494. Без «Свободы слова». Личный вклад Владимира Кулистикова. Родная газета (9 июля 2004).
  495. НОВОСТИ — НАША УСЛОВНОСТЬ. НТВ теряет лица. Новая газета (12 июля 2004).
  496. КРИВОЙ ЭФИР. Пять лет назад наше ТВ было куда прямее. Новая газета (12 июля 2004).
  497. НЕТ СЛОВ. На НТВ очередная перемена блюд: Савик Шустер свободен от тяжкой повинности по пятницам ограничивать «Свободу слова» (недоступная ссылка). Огонёк (12 июля 2004). Дата обращения 11 апреля 2015. Архивировано 11 апреля 2015 года.
  498. «Красная стрела» уехала с НТВ — Екатерина Власова — «„Красная стрела“ уехала с НТВ» — Российская Газета — На НТВ закрыли сатирическую программу «Красная стрела»
  499. Татьяна Миткова согласилась покинуть эфир. pressing.spb.ru (16 июля 2004).
  500. Черти русского капитализма. Правда (9 сентября 2005).
  501. КУДА УХОДЯТ ЗВЕЗДЫ. Российское телевидение меняет лицо. В 2005-м на теленебосклоне погасли несколько звезд первой величины. Московские новости (30 декабря 2005).
  502. НТВ закрывает эфир ночных новостей с Михаилом Осокиным. NEWSru.com (12 января 2006). Дата обращения 26 февраля 2019.
  503. Осокин вернулся к Гусинскому. Независимая газета (25 апреля 2006).
  504. Осокин отвоевал у НТВ свои пиджаки. Собеседник (2 мая 2006).
  505. "Следующим уволят Oсокина". Московский комсомолец (15 июля 2004).
  506. Служители пульта. Еженедельный журнал (13 июля 2004). Архивировано 14 декабря 2004 года.
  507. Lenta.ru: Масс-медиа: Савику Шустеру предложили курировать документальное кино
  508. Звезды ТВ уезжают за чистым воздухом. Независимая газета (24 марта 2005).
  509. Савик Шустер: «На российском телевидении невозможно говорить правду». Родная газета (15 апреля 2005).
  510. 1 2 Московский комсомолец, 23 января 2002 года
  511. Спаси. Помилуй. Сохрани. Так расшифровывает аббревиатуру СПС дочь Бориса Немцова. Об этом он рассказал в редакции "РГ". Российская газета (1 июля 2002).
  512. Аргументы и факты — Свобода слова и НТВ — "Аргументы и факты", № 15 (1068) от 11.04.2001. Дата обращения 10 июля 2012. Архивировано 10 июля 2012 года.
  513. Новости NEWSru.com:: Андрей Черкизов о прекращении вещания ТВ-6
  514. Елена Ханга: «Пройдет время, и мы будем вспоминать не проклятия врагов, а молчание друзей». NEWSru (14 апреля 2001). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  515. Спящая красавица. Газета.ру (30 июня 2003).
  516. Последний диссидент. Основательница REN TV покидает канал. Индустрия рекламы (9 ноября 2005).